Вторая (и последняя) часть моего рассказа будет посвящена единственному музею, который мы посетили во Флориде.
Это музей Сальвадора Дали.
Его по праву можно назвать одной из главных культурных достопримечательностей как Сент-Питерсберга, так и всей Флориды.
У входа в музей установлена вот такая скульптурная композиция с муравьями.
Муравьи очень часто встречаются в работах художника - он использовал их как символ смерти и разложения.
Это самый большой музей, посвященный творчеству великого испанца, после Театра-музея в городе Фигерас, в Испании.
При этом сам музей довольно-таки компактный.
Так он выглядит изнутри.
Очень красивая витая лестница соединяет два уровня этого музея.
Вид снизу
Вид из окна на город Сент-Питерсберг.
Музей обладает внушительной коллекцией: в ее состав 96 масляных полотен, свыше 100 акварелей и рисунков Сальвадора Дали, много графических произведений, фотографий, скульптур итд.
Кроме того, в музее хранятся 7 из 18 монументальных картин Дали (где размер стороны более полутора метров).
Все это, конечно, настоящее богатство для поклонников Дали и для любителей живописи.
Скажу вкратце об истории создания этого музея.
Некая молодая супружеская пара - Альберт и Элеанор Морс - в 1942 году побывали на выставке работ Дали, которая проводилась в музее искусств в городе Кливленд, штат Огайо.
Их настолько впечатлило творчество художника, что вскоре они начали приобретать его картины, а со временем еще и подружились.
В течение 40 лет они еще дружили с Дали, а также покровительствовали ему.
За все эти годы супруги смогли собрать впечатляющую коллекцию его работ.
К 1965 году в их коллекции насчитывалось более 200 работ, которые вначале они выставляли у себя дома в Кливленде.
Через 6 лет они перенесли всю свою экспозицию в специально отведённое здание в другом городе того же штата Огайо.
Однако с каждым годом число посетителей росло, и тогда решили опять искать новое место для музея.
Этим местом оказался город Сент-Питерсберг, штат Флорида, где в 1982 году и был открыт музей Дали.
Сальвадор Дали - уникальная личность, король эпатажа, провокатор, гений и настоящая суперзвезда ХХ века.
Кстати, насчет гения...
В музее выставлена одна из сюрреалистических скульптур Дали - "телефон-омар" ( существует несколько экземпляров и вариантов "телефона-омара", и это один из них.)
Смысл этой композиции был в том, чтобы соединить объект живой природы с изобретением человечества.
Такой пародией художник высказался против поклонения технике.
Так вот, интересно, что по этому телефону с помощью искусственого интеллекта можно поговорить якобы с самим Сальвадором Дали, задать ему любой вопрос и услышать его ответ, произнесенный его же голосом.
Телефон постоянно переходил из рук в руки, поэтому я сфотографировала его в руках у незнакомой девушки.
Зато когда дошла очередь до меня, я задала Дали несколько вопросов, в частности, спросила, кто такой, на его взгляд, гений.
И вот, что он мне ответил - приятный мужской голос, эмоциональный и страстный, говорящий по-английски с сильным испанским акцентом (голосовой ответ дублировался на экране):
"Гений! Это божественная искра, которая зажигает мозг, превращая обычную глину в небесные чудеса. Гений видит невидимое, думает о немыслимом, как рог носорога, пронзающий ткань реальности..."
Дали создал свой мир и наполнил его разнообразными символами, страхами, идеями, воспоминаниями, невероятными существами из подсознания, играми разума, сновидениями, объектами фетиша, навязчивыми идеями, внутренними конфликтами - и я не уверена, что всё из вышесказанного поддается расшифровке и объяснению при взгляде на ту или иную картину.
"Плоть на камнях"
Эту картину Дали писал, будучи под впечатлением от встречи с Пикассо.
Поэтому и картина написана в несвойственной ему манере - это кубизм с вкраплениями сюрреализма.
Кстати, обратите внимание, позировала художнику его сестра, но тень, которую отбрасывает лицо женщины на руку, повторяет черты лица самого Дали. Вот так он незримо здесь присутствует.
Конечно, Дали работал не только в жанре сюреализма: он писал портреты, натюрморты, городские пейзажи и даже батальную живопись.
"Портрет моей сестры"
Но все же всемирная известность пришла к Дали именно благодаря его творчеству в жанре сюрреализм.
Это слово пришло с французского языка и означает "сверхреализм" - в противовес "гиперреализму", где предметы изображаются с фотографической точностью.
Сюрреалисты старались добиваться минимального сходства с реальностью: свобода восприятия мира - вот их главная ценность.
"Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября"
В этом жанре подсознание важнее реальности.
Поэтому отличительными чертами сюрреалистической живописи являются: эпатаж и вызов общественным устоям, абсурдное совмещение образов, множество нестандартных форм, а также магические и эротические мотивы.
"Святой Себастьян"
"Женщина-купальщица"
Я остановлюсь на пояснении некоторой символики, которую придумал Дали и широко использовал в своих работах, хотя эти пояснения не всегда работают, так как смыслов в каждом предмете может быть гораздо больше, чем один.
О муравьях я уже упоминала вначале.
Выдвижные ящики - символизируют память или тайну скрытых желаний. Дали был большим поклонником Фрейда.
"Венера Милосская с ящиками"
Хлеб - страх перед голодом, а также батон напоминает фаллический объект.
Слоны - символизируют доминирование и власть, однако художник их зачастую рисует с длинными тонкими ногами, чтобы подчеркнуть неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.
Яйцо - символизирует для Дали внутриматочное развитие, надежду и возрождение.
"Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека"
В этой картине яйцо несет символ чистоты и совершенства. А желток из яйца изображает карту Земли.
Новый человек выбирается из яйца там, где должна быть Северная Америка, но опирается рукой на Европу.
Картина под длинным названием "Три молодые сюрреалистические женщины, держащие в руках шкуры оркестра".
Под "игрой оркестра" Дали имел в виду половой акт, который невозможен из-за расплывшейся и мягкой формы рояля (фаллоса), да и виолончели. Известно, что у самого художника были проблемы с потенцией, которые он, собственно, и не скрывал.
А вот тромбон символизирует женский половой орган.
Название этой картины состоит из одного, но ооочень длинного слова, в котором содержится 32 буквы!
Это самое длинное название картины Дали, записанное одним словом.
"Galacidalacidesoxyribonucleicacid"
В этом названии я нашла имя Галы, музы Дали, и дезоксирибонуклеиновую кислоту, т.е. ДНК. Что-то еще зашифровано здесь, но я не могу понять, что именно.
Художник посвятил это название Фрэнсису Крику и Джеймсу Уотсону, открывшим в 1953 году структуру двойной спирали ДНК.
Но еще до этого открытия Дали был одержим спиралями, в них он видел цикличность жизни, смерти и воскресения.
На картине виден силуэт Галы на фоне ужасного наводнения, которое произошло в Барселоне в 1963 году.
Как писал сам Дали, тема этой картины - генетическая стойкость человеческой памяти.
"Сентиментальный коллоквиум"
Так Дали назвал свой этюд для декораций к одноименному балету.
Здесь изображены велосипедисты с камнями на головах, которые хаотично двигаются.
По словам Дали, это бюрократы.
Несмотря на то, что фигуры находятся в движении, они все мертвы, а камни на их головах символизируют мертвую мысль.
"Открытие Америки Христофором Колумбом"
Самая большая картина Дали на момент ее создания в 1959 году.
Изначально она называлась "Сон Колумба".
Юноша, ведущий корабль к земле Нового Света, и есть Колумб.
В образе Девы Марии на стяге, который устанавливается на только что открытой земле, традиционно изображена Гала.
Считается, что Дали здесь имел в виду и собственное открытие Америки, где он обрел славу и известность.
В самом низу по центру виден огромный панцирь морского ежа.
Обычно этот ёж, как и улитка, символизирует контраст между внешней жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в данном случае, по словам Дали, он символизирует... орбиту искусственных спутников Земли, запущенных СССР и США.
Это вот как раз тот случай, когда распространенные объяснения его символики не работают.
"Вечерний паук сулит надежду"
На этой картине изображено большое количество символических предметов, которые часто появляются в работах Дали, но какой смысл они здесь несут и как их трактовать, каждый решает сам.
Засохшее дерево, муравьи, пушка, костыль, мягкая виолончель, паук, ангелы, итд.
Картина писалась накануне Второй мировой войны и, как говорят, передавала ожидание грядущих бедствий.
Дали очень любил использовать технику двойного изображения, когда одна форма содержит два или более изображений.
Одной из таких картин является следующая:
"Исчезающий бюст Вольтера"
"Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна"
Здесь название картины говорит само за себя. Ну и есть маленькая подсказка в левом нижнем углу.
При близком рассмотрении мы видим обнаженную Галу,
а с расстояния в 20 метров картина превращается в портрет Линкольна.
Если Линкольн не угадывается, то надо еще больше отодвинуться от экрана.
"Портрет моего умершего брата"
В этой картине, написанной Дали в возрасте 60 лет, он постарался решить одну из своих многочисленных проблем - избавиться от психологической травмы и ощущения ненужности, которые сопровождали его всю жизнь.
Брат Дали умер еще ребенком, не дожив и до двух лет, и Сальвадор был зачат буквально в считанные дни после его смерти. К тому же он еще и носил первое имя умершего брата.
Из-за этого он всегда считал, что появился на свет только благодаря смерти своего брата и что родители видят в нем не его, а слабое отражение своего первого сына.
Ребенок, изображенный на картине, разумеется, не брат Дали, а другой малыш, гораздо старше, чью фотографию художник нашел в газете.
Картина напоминает крупнозернистую фотографию.
За единицу изображения взята ягода черешни разных тонов, а из множества этих черешен складывается газетное фото мальчика.
Собственно, тут Дали объединил воображаемое изображение и себя тоже: темными черешнями он обозначил своего брата, Сальвадора умершего, а светлыми - Сальвадора живого.
На головой ребенка распростер крылья черный стервятник - так Дали изобразил свою умершую мать.
Безусловно, о каждой картине Дали можно писать в разы больше, каждой детали можно посвящать целый пост, но я не задаюсь такой целью.
И последняя картина, на которой я остановлюсь.
"Галлюциногенный тореадор"
В этой картине, самой огромной в музее, отражается весь Дали.
Здесь собраны всевозможные образы и символы, которые использовал художник, включая и двойные изображения.
Попробуйте здесь остановиться и рассмотреть эту картину до ее описания.
................................................
В самом верху - лицо его земной богини, Галы, похожее на икону.
Мальчик, к которому летят мухи, сам художник в детстве. Кстати, мухи у Дали - это символ вдохновения.
Несколько образов Венеры Милосской, которые поворачиваются вокруг своей оси и постепенно меняют пол.
Вторая справа Венера содержит лицо тореадора: её грудь - это его нос. Зеленая тень на этой Венере - его галстук, а белая ее накидка - его рубашка.
На фоне скал можно разглядеть голову умирающего быка.
Идея нарисовать эту картину пришла к Дали тогда, когда ему подарили набор карандашей с изображением Венеры Милосской на коробке.
Но художник своим зорким глазом углядел в образе Венеры сходство с лицом знаменитого испанского тореадора по прозвищу Манолете, с которым Дали был знаком, но который погиб на арене, убитый быком.
После осмотра музея мы вышли во внутренний дворик.
Тут установлены несколько скульптур, которые повторяют образы, нарисованные художником:
Слева видны большие усы художника.
А справа установлен большой купол, на который нанесено изображение картины Дали
"Распад постоянства памяти"
Через 23 года после создания одной из самых известных своих картин - "Постоянство памяти" - Дали опять вернулся к этой теме.
Здесь, как и там, тоже присутствуют мягкие часы - один из самых узнаваемых символов художника, означающий гибкость и переменчивость времени.
Но эту картину художник создавал уже в довольно зрелом возрасте, когда его меньше интересовал сюрреализм, а больше - наука, прогресс, ядерная физика, послевоенные изменения в жизни.
Может быть поэтому половина его картины ушла под воду.
К тому же, здесь появилась рыба - некоторые считают, что так Дали выразил свое отношение к процветающему культу атеизма, добавив рыбу как символ христианства.
На этом я прощаюсь и с музеем Дали, и с прекрасной Флоридой.
Очень надеюсь, что ненадолго.