Итак, это предпоследняя часть моего рассказа о нашей поездке в город Остин.
И посвящена она будет очень полюбившемуся мне музею искусств Блантона.
Музей находится недалеко от Капитолия, на территории кампуса Техасского университета, что неслучайно: он изначально и был основан в 1963 году как Университетский художественный музей.
Очень интересная и изобретательная идея легла в основу дизайнерского проекта по обустройству пространства между зданиями музея.
С целью защиты от дождя и палящего солнца было решено установить здесь несколько 12-метровых навесов, похожих на лепестки, которые имеют множественные отверстия.
Эта структура создает интересный пятнистый эффект: она защищает от солнца, но в то же время дарит ощущение рассенного сквозь листву света.
Кроме того, для защиты от дождя эти лепестки оборудованы дренажной системой, а места соединения панелей лепестков выполняют роль желоба, который направляет воду в дренажную систему.
Кроме этих двух зданий, к музею относится еще одно небольшое сооружение любопытной формы.
Забегая вперед, могу сказать, что именно это здание впечатлило меня больше всего остального в этом музее.
Мы вошли в первое здание, где находятся кассы, камеры хранения,кафе и сувенирный магазин.
Там, под потолком, была установлена потрясающая инсталляция мексиканского художника, живущего в Техасе, Габриэля Дэу (Gabriel Dawe, 1973).
Его работы основаны на цветах видимого спектра света. Иными словами, он работает только с цветами радуги, без всяких оттенков.
Но свою известность он получил благодаря масштабной серии инсталляций из швейных ниток под названием Plexus.
Эта работа носит название Plexus # 44. Другие его проекты можно увидеть во многих штатах Америки и странах мира.
Купив билеты, переходим во второе здание.
Там прямо в атриуме висит над головой скульптура Томаса Глассфорда под названием "Сифонофора" (2016).
Все эти бетонные и гипсовые скульптуры, основанные на формах, найденных в природе, слились вместе в одну огромную плавающую колонию.
Автор был вдохновлен гигантскими океанскими существами - сифонофорами, которые кажутся одиночными организмами, но вместо этого являются взаимозависимыми сообществами разных животных, каждое из которых имеет различные функции, которые позволяют организму процветать.
Работа, как и живая сифонофора, служит метафорой нашей взаимозависимости с миром природы.
Я не буду здесь показывать и детально рассказывать обо всем увиденном: это было бы слишком долго, во-первых, а во-вторых, я, к сожалению, за редким исключением не знала практически ни одного имени, представленного в этом музее, а потому почти не фиксировала их для себя.
Покажу просто некоторые понравившиеся мне работы.
Японский художник Утагава Ёсиику
Энди Уорхол - "Фарра Фосетт"
Это внушительная инсталляция под названием "Sky dances light".
Создала ее Мари Уотт - потомок коренных американцев, представитель народа Сенека.
Вся эта конструкция создана она из огромного количества жестяных конусов - jingles (колокольчиков), сделанных из табачных оловянных крышек.
Проходя сквозь эти свисающие облака, люди задевают колокольчики, и они издают мягкий, шуршащий звук.
Такой звук издавал Jingle Dress Dance - особый танец коренных американцев, который превратился в ритуал исцеления во время пандемии гриппа 1918 года.
Подобные колокольчики цеплялись на платье, в котором женщины танцевали вокруг заболевших людей, исцеляя их звуком и ритмом.
Восхитительная работа аргентинского мастера Gyula Kosice, которая называется так: "Настойчивость мобильной капли воды".
Представляет она собой расположенный за черной панелью с вырезом в виде капли сосуд с водой, просвечивающийся несколькими огоньками.
Эта капля сверкает, напоминая не то океанские глубины, не то сияние звезд на ночном небе.
Испанский скульптор Луиса Ролдан - "Обучение девственницы", 1706 год.
Луиса - первая женщина-скулптор в Испании, о которой сохранились свидетельства.
Одна из самых известных картин первого художника-афроамериканца Эрни Барнса - "The sugar shack" (Сахарная хижина).
Два года назад она была продана за 15 миллионов долларов.
Луис Хименез - "Переход границы", 1989 год.
Эта скульптура сделана из стекловолокна.
Автор изобразил мексиканского мужчину, несущего на спине свою жену и ребенка во время перехода через реку Рио Гранде, по дороге из Мексики в США.
Таким образом скульптор, рожденный в Техасе, отдал дань уважения всем незаконным иммигрантам и, в частности, своей семье, которая в поисках лучшей жизни вот так же пересекла границу.
Американский художник Филип Эвергуд (Philip Evergood) и его картина "Dance Marathon" (Танцевальный марафон), 1934 год.
Здесь художник изобразил сложное и печальное явление, которое охватило Соединенные Штаты во время Великой депрессии, когда пары соревновались за денежный приз, танцуя как можно дольше.
Этой теме, если кто не знает, посвящен известный драматический фильм Сидни Поллака "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" (1969г) с Джейн Фондой в главной роли.
Фильм получил 9 номинаций на Оскар и считается первой голливудской картиной, показанной советским телевидением.
Я помню, что смотрела его в довольно раннем возрасте и он произвел на меня тогда просто ошеломительное впечатление.
Ну и еще одна любопытная работа.
Это инсталляция бразильского художника Кильдо Мейрелеса под названием "Миссия/Миссии или Как построить соборы".
Издали она кажется очень красивой и сияющей, но если присмотреться, то все выглядит не так мирно и гостеприимно.
Художник здесь построил свой "кафедральный собор", использовав для этого 600 тысяч центовых монет, 2000 костей крупного рогатого скота, 800 штук гостии (это ритуальные круглые крекеры, используемые для причастия), брусчатку и черную ткань.
Вся эта конструкция призвана раскритиковать миссии иезуитов, показать процесс колонизации в Бразилии и обращение коренных племен в католицизм.
Автор считает, что за этими миссиями стояли политические и социальные силы.
Колонка хлебцов для причастия прямо в центре инсталляции показывает взаимосвязь между религией, созданием богатства (монеты внизу) и сельскохозяйственной эксплуатацией (кости наверху).
А мы выходим из второго здания музея и направляемся в третье здание, в то, о котором я уже упоминала выше.
Это белое каменное строение имеет очень необычную форму и необычные окна.
Окна выходят на три стороны, и с каждой из сторон их дизайн отличается.
На одной стене окна вырезаны в виде квадратов в квадрате, на другой - в виде квадратов в круге, а на третьей - в виде полосок, расположенных как лепестки у ромашки.
Когда мы зашли внутрь, я поняла, как именно устроено это здание и для чего.
Оказалось, что все проемы закрыты не обычным, а цветным стеклом.
И свет, проникая сквозь такие стекла, создает здесь очень яркую и праздничную картину.
Вот такую.
Или такую.
Или такую.
А еще перед каждым цветным окном на стене висят черно-белые картины. Наверно для большего контраста.
И все же я понимала, что чего-то здесь недостает. Цветные окна - это красиво, но в чем же изюминка?
Ответ на этот вопрос я дала себе на следующий день, когда решила еще раз прийти к этому музею и еще раз заглянуть в этот домик.
В отличие от первого дня, когда небо было затянуто тучами, во второй день с погодой повезло больше: солнце сияло в абсолютно голубом, без единой тучки, небе.
Поэтому, зайдя внутрь, я сразу поняла, в чем кроется истинная прелесть этого сооружения.
Солнце освещало окно, и каждое из цветных стекол отражалось на полу, на стенах, на потолке...
Это было изумительное, восхитительное, даже, можно сказать, божественное зрелище!
Глаз не оторвать! Я бы смотрела на эту игру света бесконечно!
Потрясающая идея! Потрясающая! Простая - да, но сколько света, сколько красок, радости и красоты она дарит!
Причем, как я поняла, эти яркие картинки не статичны и меняются практически постоянно - вслед за движением солнца.
То есть, блики будут передвигаться, скользить по стенам, вытягиваться по длине - и исчезать, чтобы появиться уже в другом окне.
Видимо поэтому окна есть всего на трех стенах - и это восточная, западная и южная сторона. Окно на северной стороне было бы попросту бесполезно.
А значит, сюда интересно приходить в разное время дня - играть красками будут разные окна. Предполагаю, что от времени года тоже будет своя зависимость.
Мы, к сожалению, смогли увидеть эту чудесную картину только утром и только в одном окне - в восточном.
продолжение следует...