Еще один "музыкальный" пост.
В нем пойдет речь о музее американской соул-музыки Stax.
Это один из всего лишь двух существующих в мире музеев соул-музыки (второй находится в Детройте).
Музей расположен на том месте, где раньше находилась звукозаписывающая студия Stax Records, и является точной ее копией.
Здесь увековечена память о музыкантах, которые записывались в этом помещении, а также о других легендарных исполнителях музыки в стиле соул.
Одно это название "соул" (от английского soul - душа) говорит само за себя: ее исполняют в очень красивой, чувственной, эмоциональной, душевной, а иногда даже экзальтированной вокальной манере, что пошло из традиций духовных песнопений госпел и спиричуэлс.
Этот жанр имеет афроамериканские корни и возник в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза с долей джазовой импровизации.
По мнению музыкальных критиков, одна из важнейших записей раннего соула - это композиция Рэя Чарльза 1960 года "Georgia on My Mind".
Click to view
В этом музее находится большое количество редких экспонатов: сценические костюмы, личные музыкальные инструменты артистов, аппаратура, использованная для записей хитов компании Stax, фотографии, видеоматериалы, пластинки, итд.
В Stax Records записывались Отис Реддинг, Альберт Кинг, Айзек Хейз, Уильям Белл, Джонни Тэйлор, Руфус Томас, Эдди Флойд и многие другие.
Вот, например, материалы, посвященные Альберту Кингу.
Кинг - блюзовый певец, гитарист и автор песен.
Он был гитаристом-самоучкой и к тому же левшой, но манера его игры была весьма оригинальна: не переставляя струн, он просто держал обыкновенную гитару грифом вправо.
Вот одна из песен Альберта Кинга, записанная в Stax-студии, - "Born Under a Bad Sign":
Click to view
Текст песни, которую исполнил Кинг, был написан соул-певцом и поэтом-песенником Уильямом Беллом.
Белл тоже работал с фирмой Stax, в частности, он записал там песню "Got To Be Your Lover":
Click to view
А это главная звезда студии Stax - Отис Реддинг.
Признанный классик соул-музыки, выдающийся певец, он, к сожалению, прожил очень мало и погиб в авиакатастрофе в возрасте 26 лет.
Я выложу два видео с Отисом Реддингом.
Эта песня "(Sittin' On) The Dock of the Bay" считается лучшей песней в жанре соул:
Click to view
Соул-баллада "I've Been Loving You Too Long":
Click to view
А это еще одна песня Отиса Реддинга, получившая очередной всплекс интереса к себе в 2018 году, когда ее потрясающе спела 13-летняя Кортни Хэдвин на шоу "America's Got Talent".
Не уверена, что ее можно отнести к соул-музыке, но благодаря этой девочке я впервые услышала эту песню и была впечатлена всем: и самой композицией, и вокалом, и манерой исполнения, и тем неожиданным эффектом, который произвела Кортни.
Ее скромная и застенчивая внешность, как оказалось, была невероятно обманчива, потому что ее душа таила в себе и выдала на сцене самый настоящий огненный вулкан страстей.
Click to view
В музее также представлены материалы о других артистах, исполнявших соул-музыку, но записывающих ее в других студиях: это Арета Франклин, Стиви Уандер, Айк и Тина Тернер, Джеймс Браун, Сэм Кук, и другие.
Арета Франклин и ее "Soul Serenade":
Click to view
В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением афроамериканской музыки.
Афроамериканцы стали идентифицировать себя через соул-музыку. Связано это было, в том числе, и с их борьбой за свои права.
Они пели о своей тяжелой жизни, о борьбе с бесправием и надеждах на лучшее будущее.
Некоторые самые яркие представители этого жанра участвовали в общественном движении, возглавляемом Мартином Лютером Кингом.
Среди них - Арета Франклин, Сэм Кук, Оттис Реддинг и Джеймс Браун.
Вот, в частности, очень знаковая запись Сэма Кука "A Change is Gonna Come" (1963), которая имела как библейское, так и политическое звучание.
Click to view
В то же время возникло несколько подходов к соул-музыке, что было связано с разными фирмами звукозаписи.
В южных штатах был распространен "мемфисский соул", а его центром была как раз студия Stax.
Эта музыка отличалась виртуозной игрой исполнителей, ритмом и крепкими связями с блюзом.
Другое направление соула возникло на севере США - это был "детройтский соул", связанный с фирмой грамзаписи Motown.
Это направление больше ориентировалось на поп-музыку и было рассчитано не только на чернокожую, но и на белую аудиторию.
Его главные представители - Дайана Росс, Стиви Уандер, The Temptations, Марвин Гэй, Jackson 5, итд.
Для сравнения я выложу одну композицию Марвина Гэя под названием "Let's Get It On" (1973).
Его жизнь тоже оборвалась рано и совершенно глупо: он погиб во время семейной ссоры от руки собственного отца за день до своего 45-летия.
Click to view
Пожалуй, самый большой музейный экспонат принадлежит Айзеку Хейзу - музыканту, композитору, певцу, аранжировщику и актеру.
И это - золотисто-голубой кадиллак El Dorado, изготовленный специально для Хейза в 1972 году.
Кадиллак имеет меховый интерьер, телевизор и холодильник.
Снаружи некоторые его детали изготовлены из 24-каратного золота, включая золотые стеклоочистители.
Свои самые известные работы Хейз записал на Stax Records
В 1972 году Хейз получил премию "Оскар" и "Грэмми" за саундтрэк к фильму "Шафт" ("Shaft"), став таким образом первым афроамериканским композитором, получившим "Оскар".
На видео - выступление Хейза в 2002 году в Зале Славы Рок-н-ролла, город Кливленд, штат Огайо.
Click to view
В 1970-е годы соул перестал быть музыкой чернокожих - целая плеяда белых певцов стала исполнять музыку в этом жанре.
Теперь исполнителей стали разделять по цвету глаз - соул разделился на "голубоглазый" и "кареглазый".
К "голубоглазым" можно отнести таких исполнителей как Джо Кокер, Роберт Палмер, Элтон Джон, Дэвид Боуи, и др.
Click to view
Со временем соул-музыка видоизменяется и обновляется, появляются новые ее формы и гибриды - фанк, филадельфийский соул, квайет-соул, неосоул, кантри-соул, диско...
Это уже, правда, не имеет отношения к классической соул-музыке и студии Stax, так как она закрылась в 1976 году.
С тех пор множество исполнителей работали в том или ином поджанре соул-музыки.
В 1980-е зрителей покорили Майкл Джексон, Принс, Лайонел Ричи и Уитни Хьюстон.
В 90-е мир узнал голоса Мэрайи Кэри и Тони Брэкстон.
Позже на музыкальный Олимп взобрались Джастин Тимберлейк и Бейонсе.
И в наше время интерес к соул-музыке не только не снижается,но и благодаря всевозможным конкурсам и шоу только растет.
В этих передачах множество старых и уже подзабытых песен вытаскиваются на свет и завоевывают слушателя заново.
А закончить этот пост я хотела бы еще одним видео последних лет с кавер-записью композиции "I Put a Spell on you" в восхитительном исполнении юной Шарлотты Саммерс.
Это песня 1956 года, написанная Скримин Джей Хокинсом, вдохновила многих музыкантов на кавер-версии.
Среди них - Нина Симон, Бонни Тайлер, Игги Поп, Джо Кокер, Рэй Чарльз... ну и теперь Шарлотта Саммерс.
Музыка, написанная и исполненная с душой, всегда найдет своего благодарного слушателя.
И я - определенно - одна из них.
Click to view
продолжение следует...