Итак, последняя достопримечательность Филадельфии, о которой я расскажу, это музей-галерея Барнса.
Благодаря совершенно потрясающей, просто роскошной коллекции живописи этот музей - настоящий клад для любителей искусства.
А на мой взгляд, это вообще один из лучших художественных музеев Америки.
Мы вбежали сюда буквально за час до закрытия и у нас не было времени ни рассмотреть территорию вокруг музея, ни сфотографировать само здание, а когда мы вышли отсюда, сфотографировать тоже не удалось - телефон к тому моменту уже сел.
Фонд Барнса (Barnes Foundation) - так официально называется это место.
В этой галерее располагается более 4 тысяч экспонатов, в том числе 900 картин общей стоимостью в 25 миллиардов долларов!!!
Кроме этого, здесь можно увидеть предметы декоративного искусства Европы и Америки, а также Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.
В музее хранится одна из лучших в мире коллекций французской живописи XIX-XX веков.
В основном, это работы импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов.
В коллекции находится 181 работа Огюста Ренуара, 69 полотен Поля Сезанна, 59 полотен Матисса, 46 работ Пабло Пикассо, 21 - Хаима Сутина, 18 - Анри Руссо, 16 - Амедео Модильяни, 11 - Эдгара Дега, 7 - Ван Гога, 6 - Сёра...
Кроме этого, здесь представлены работы и других великих художников: Рубенса, Тициана, Поля Гогена, Эль Греко, Франсиско Гойя, Эдуара Мане, Клода Моне, Босха, и других.
Особенностью этой галереи является расположения картин в виде «настенных ансамблей», когда на одной стене намеренно расположены работы различных периодов, географических регионов и стилей с целью сравнения и исследования, как это представлял сам основатель фонда, Альберт Барнс.
Более того, в этих ансамблях участвуют не только картины, но и все остальные экспонаты: старинная мебель, керамика, металлические изделия, итд.
Такое сочетание, по задумке Барнса, должно было подчеркивать взаимосвязь между разными элементами искусства.
Он продумывал каждую деталь и ее расположение, форму, линии, вертикали и горизонтали, цвет, свет, и тому подобное.
К сожалению, в музее рядом с полотнами нет табличек с названием картины, датой ее создания, краткой информацией о ней, итд. Указан только автор.
Вернее, в каждом зале есть свои брошюры, где все это, скорее всего, обозначено. Но у меня на все про все был час, который я не хотела и не могла тратить на чтение.
Из-за этого мне пришлось уже дома разбираться с каждой сфотографированной картиной, чтобы определить, что есть что.
Хотя, надо сказать, мне неплохо удавалось определять некоторых художников по их стилю.
Так, например, я почти безошибочно узнавала Ван Гога, Эль Греко, Миро, Гогена, Сёра, Модильяни, многие картины Ренуара и Пикассо. С названиями, правда, было сложнее.
Фонд был основан в 1922 году Альбертом Барнсом, американским изобретателем и коллекционером.
Свое состояние он сделал на производстве и продаже антисептического препарата на основе смеси серебра и белка под названием Аргирол.
Барнс закончил Пенсильванский университет и получил степень доктора.
Он работал в фармакологической компании, где познакомился с немецким учёным Германом Хиллом.
В 1902 году они вместе основали фармацевтическую компанию «Барнс и Хилл» и стали выпускать лекарство Аргирол, которое спасло много жизней в допенициллиновую эпоху.
Это и заложило основу будущего богатства Барнса.
В 1928 году Барнс выгодно продал компанию (предварительно выкупив ее у партнера) - это произошло незадолго до открытия антибиотиков, которые впоследствии успешно заменили антисептики.
Сумма продажи оценивалась в 6 млн долларов, что было огромной суммой для того времени.
После этого Барнс стал заниматься своей коллекцией.
"Почтальон" Ван Гога стал первой картиной, купленной Барнсом в Париже.
Барнс смог собрать крупнейшую в мире коллекцию картин Матисса.
Он собрал вторую по величине после Лувра коллекцию Сезанна.
Поль Сезанн - "Молодой мужчина и череп", 1898
Именно Барнс открыл миру Амедео Модильяни.
Амадео Модильяни - "Рыжеволосая девушка в вечернем платье", 1919
Барнс стал первым покупателем полотен Хаима Сутина, скупив 60 его картин всего по 50 долларов - но зато это избавило художника от голода.
Хаим Сутин - "Женщина в кресле", 1919 (слева внизу)
Поражает воображение количество работ Ренуара: они висят чуть ли не на каждой стене.
Огюст Ренуар
Интересно, что первое здание для галереи было построено в 1923-24 годах в пригороде Филадельфии.
Это было не самое удачное расположение, из-за чего в 1990-х годах у музея появились финансовые проблемы.
Но не так давно для коллекции Барнса было построено новое здание - практически в центре города, по соседству с музеем Родена, куда и переехали все экспонаты.
Это, конечно, может решить многие финансовые вопросы, так как посетителей здесь гораздо больше, но этот переезд, в свою очередь, породил и некоторую этическую проблему.
В 1951 году Барнс погиб в результате автокатастрофы, когда его автомобиль не остановился на знак "стоп" на перекрёстке и в него врезался грузовик.
Из его завещания стало известно, что Барнс поставил определенное условие: его коллекция никогда не может быть арендована, перемещена или продана.
Поэтому переезд этой коллекции, хоть и с добрыми намерениями, все же является прямым нарушением завещания Барнса.
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что перенесли всю коллекцию очень бережно и в точности восстановили местоположение каждой вещи.
Все эти юридические тонкости пусть разбирают наследники и адвокаты - нам же остается только наслаждаться великим искусством и благодарить за это Альфреда Барнса.
Анри Руссо - "Женщина, гуляющая в экзотическом лесу", 1905
Дальше не будет никакой информации, кроме самих картин.
Но из-за большого количества шедевров, которые мне бы хотелось у себя сохранить, я разделю этот пост на две части.
В следующей (и последней) части я покажу еще немного полотен, сопроводив это краткой информацией об импрессионизме, его особенностях, художниках, итд.
Анри Матисс - "Голубой натюрморт", 1907 (в центре)
Винсент Ван Гог - "Обнаженная в постели", 1887
Пьер-Огюст Ренуар - "Нуармутье", 1892
Винсент Ван Гог - "Курильщик", 1888
Пабло Пикассо
Винсент Ван Гог - "Соломенные крыши на солнце", 1890 г
Клод Моне - "Портрет отца", 1880
Эдгар Дега
Анри де Тулуз-Лотрек "Лежащая обнаженная", 1897
Пьер-Огюст Ренуар
Клод Моне - "Лодка-ателье", 1876
Амадео Модильяни - "Обнаженная кариатида", 1913
Анри Матисс
Жоан Миро
Анри Руссо - "Окрестности Парижа", 1895
Анри Руссо - "Семья", 1890
Жорж Сёра
Поль Гоген - "Лулу", 1890
Клод Моне - "Камилла за работой", 1875 (снизу)
Пьер-Огюст Ренуар
Жоан Миро - "Две женщины, окруженные птицами", 1937 г
Поль Сезанн (внизу), Ренуар (слева вверху), Морис Прендергаст (справа вверху)
Гюстав Курбе - "Женщина в белых чулках", 1861
Поль Сезанн
Эль Греко - "Благовещение"
Ван Гог - "Фабрика в Аньере", 1887
Эдуард Мане - "Смолка лодки", 1873 (слева внизу)
Поль Сезанн - "Портрет женщины", 1898 (справа внизу)
Поль Гоген - "Она спускается за свежей водой", 1892
Пьер-Огюст Ренуар (слева внизу)