Мое кино... Терренс Малик - "Тайная жизнь" (США, Великобритания, Германия, 2019)

May 13, 2023 15:10



Картина "Тайная жизнь" - это история символа австрийского сопротивления, Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне.

Об этом замечательном и удивительно актуальном сегодня фильме я узнала благодаря Дмитрию Чернышеву (mi3ch), поэтому чуть ниже я приведу его пост целиком.

А пока несколько интересных фактов:

- Франц Егерштеттер служил в местной церкви - он убирался в церкви, звонил в колокол и совершал приготовления к свадебным церемониям и похоронам, не беря за это никакой платы.

- В основу фильма положена переписка между Францем Егерштеттером (1907-1943) и его женой Франциской, или Фани.

- Герои фильма цитируют древнегреческого философа Платона (между 429 и 427до н.э. - 347 до н.э.) - «Лучше стать жертвой несправедливости, чем сотворить несправедливость» и «С добрым человеком ничего плохого никогда не происходит».

- Спальня в фильме показана такой, какой она осталась в доме Эгерштеттеров. На стенах висят образцы вышивки, которой занималась Фани.

- Дочери Франца и Фани Мария, Розалия и Элоиза по-прежнему живут в Ст. Радегунде или поблизости. Фани скончалась в 2013 году в возрасте 100 лет.

image Click to view



время такое: mi3ch - ЖЖ (livejournal.com)

Фильм "Тайная жизнь" Терренса Малика. О простом австрийском крестьянине Франце Егерштеттере. Трое дочерей, больная мать, что я могу один, против всех?

Аншлюс Австрии. Всеобщая радость. С возвращением в родную гавань. Пусть хоть камни с неба, мы на родине. Встали с колен. Больше, значит лучше. Один народ, одна страна, один вождь. Не обращайте внимания на хрюкающих подсвинков - это германофобия.

Франца призывают на военные сборы. Поначалу все просто. Но потом надо колоть штыком в живот соломенное чучело. Франц представляет, что это живой человек. Он говорит со своим священником “Почему мы называем наших солдат героями, когда они убивают невинных людей?” Священник советует ему молчать и объясняет, что это просто время сейчас такое - переплавлять колокола на пули.

Франц Егерштеттер - единственный, кто голосует против аншлюса. Единственный, кто отказывается жертвовать деньги нацистской партии, единственный, кто не берет от правительства денежное пособие на детей. Ты, что не понимаешь, что ты идешь против народа?

Соседи начинают травить семью Франца - твой муж хочет погубить нашу деревню. Дети начали кидаться камнями в его дочерей и обзывают их предательницами. Самому Францу напоминают об отце, погибшему в Первую Мировую за свою Родину.

Во время очередной мобилизации он отказывается приносить присягу фюреру. Отказывается идти на фронт и убивать людей - вера не позволяет. Говорит, что готов работать в санитарных частях. Его отправляют в тюрьму. Над ним издеваются. Комендант тюрьмы объясняет Францу, как устроена жизнь: “Ты думаешь, кто-то заметил твой протест? Ты думаешь, кто-то знает о тебе?”

Но Франц считает, что "лучше страдать от несправедливости, чем быть ее причиной”. Его судят и приговаривают к гильотине за «саботаж военного призыва».

После войны его оправдывают. Он становится символом австрийского сопротивления. Церковь причисляет его к мученикам.



И еще один понравившийся мне комментарий к этому фильму, найденный здесь :

Терренс Малик... снимает фильм о глубочайшей трагедии маленького человека.

Франц Егерштеттер (Аугуст Диль) - австрийский фермер, который вместе с женой (Валери Пахнер), детьми и матерью живёт в предгорье Альп, возделывает плодородную землю и однажды отказывается присягнуть на верность Гитлеру.

Франца отправляют в тюрьму за подрыв военной морали, а его семья остаётся в живописнейшем уголке земли, который своим спокойным и размеренным течением времени абсолютно противоположен хлёсткому и устрашающему урагану войны.

Здесь сюжет разделяется на две линии, одна из которых повествует о тяготах и муках - как физических, так и душевных, - которые Франц испытывает в тюрьме. Другая - о силе духа, стойкости характера, природной кроткости, незыблемой красоте, мудрости и титанической силе, - обо всём, что скрывает за собой хрупкое естество женщины. Жена Франца взваливает на себя всё хозяйство, фермерство, престарелую свекровь, троих дочерей. Ей, как и многим, не понятны мотивы супруга оставить семью на произвол судьбы и отдать жизнь за нежелание произнести всего лишь пару слов. Так думают и адвокат Франца, и даже судья военного трибунала.

Сюжет фильма основан на реальных событиях, а это значит, что финал очевиден. Но блестящая игра Аугуста Диля позволяет разглядеть все чувства, которые испытывает Франц, услышать все его мысли. Невольно начинаешь сомневаться в его решимости и надеяться на положительный исход этой громадной по масштабам трагичности истории.

Название Малик заимствует у Джорджа Элиота: "... ибо благоденствие нашего мира зависит не только от исторических, но и от житейских деяний; и если сейчас наши дела обстоят не так скверно, мы во многом обязаны этим людям, которые незаметно и честно жили рядом с нами, и покоятся в безвестных могилах." Франц живёт простой и скрытой от глаз всего мира жизнью. Но по воле судьбы и собственным убеждениям ему приходится совершить невидимый для всех протест, ввязавшись в непродолжительную, но кровавую войну внутри самого себя.

Тайная Жизнь - это трёхчасовая ода, художественно-поэтическое произведение, где каждый кадр и каждая сцена являются неотъемлемой частью общего восприятия картины. Невозможно рассказать эту историю, пренебрегая описаниями красоты альпийской природы, сочности утренней росы, пробивающегося сквозь высокие травы рассветного солнца. Так же, как невозможно обойти стороной искренность чувств, нежность сестринской любви, детскую невинность и непосредственность. Нельзя смотреть фильмы Терренса Малика, внимая лишь сюжету и не замечая завораживающей красоты окружающего нас мира, которой он и его операторы наполняют каждую ленту, над которой работают. А некоторые интерьерные съёмки будто списаны с натюрмортов нидерландских художников. И все эти картины, зарисовки и наброски невероятно гармонично озвучены произведениями Баха, Бетховена, Генделя, Шнитке.

герои, кино другое, война, мое кино

Previous post Next post
Up