После долгого перерыва продолжу рассказывать о Сент-Луисе.
Эта часть является логическим продолжением двух предыдущих частей и в то же время она совершенно независима.
Предпоследняя часть была посвящена Форест парку, а Художественный музей Сент-Луиса расположен как раз на территории парка.
А в последней, 8-ой части моего рассказа шла речь об Историческом музее - тоже, кстати, расположенном в Форест парке.
Одна из экспозиций Исторического музея была посвящена Всемирной выставке, проходящей в Сент-Луисе в 1904 году. Из множества корпусов, построенных тогда к этому грандиозному событию, до сегодняшнего дня сохранились только два - в этих зданиях как раз и располагаются данные музеи: Исторический и Художественный.
Вот о Художественном музее и пойдет сейчас речь.
Музей расположен на некоторой возвышенности, откуда открываются прекрасные виды.
Какой простор!
В здании, построенном, как я уже сказала, в 1904 году, хранятся десятки тысяч предметов культуры и искусства.
Вход в Художественный музей бесплатный: музей финансируется за счет налогов, пожертвований, продаж в магазине музея, итд.
Коллекция музея включает в себя 9 разделов, в числе которых есть американское искусство, азиатское, европейское, исламское, африканское и некоторые другие.
Из-за нехватки времени мы решили остановиться, в основном, на европейском разделе.
Здесь можно увидеть настоящие шедевры великих мастеров.
Одной из самых интересных работ для меня оказалась небольшая скульптура под названием "Пан одыхающий".
Создана она была в 1535 году итальянским мастером Франческо да Сангалло.
Вполне вероятно, что когда-то эта статуя служила фонтаном: в мешке над его правой рукой видно отверстие для воды.
Кто-то, возможно, знаком с этой скульптурой косвенно, ведь ее рисовали многие художники, в том числе Питер Пауль Рубенс.
Эту картину Рубенса (1610 год) с одноименным названием можно увидеть в Вашингтоне в Национальной удожественной галерее.
Но даже у Рубенса я не улавливаю то, что вижу на этом мраморном и невероятно чувственном лице, а именно: абсолютное блаженство!
Рембрандт - "Портрет молодого человека"
Артемисия Джентилески (1583-1654) - "Даная"
Эта итальянская художница стала первой женщиной - членом Флорентийской академии живописного искусства.
Картину "Даная" она нарисовала, когда ей было 19 лет.
Джорджо Вазари - "Юдифь и Олоферн" (1554)
Интересно, что у иудейской девушки, убивающей начальника вражеской армии, совсем не женская спина: таким образом художник хотел подчеркнуть ее твердость и мужество, а кроме того, ее фигуру Вазари списал у Микеланджело с потолка Сикстинской капеллы.
Тициан - "Поругание Христа"
Понтий Пилат показывает Иисуса невидимой толпе, которая и будет решать его судьбу.
Макс Бекман - "Обнаженная и скульптура" (1946)
В Германии Бекман был успешным художником-экспрессионистом и профессором, но с приходом нацистов к власти все изменилось: он был отстранен от должностей и преподавания, из музеев были конфискованы сотни его произведений, которые затем экспонировались на выставке "Дегенеративное искусство".
После этой выставки Бекман решил покинуть родину, куда он не вернулся даже после окончания войны.
Анри Матисс (1869-1954) - "Купальщицы с черепахой" (1908)
Обратите внимание: три полоски на заднем фоне символизируют 3 стихии: небо, землю и воду. Кстати, каждая из женщин соотносится с одной из них.
Интересно, что эта картина была куплена Джозефом Пулитцером-младшим на аукционе произведений искусства, которые, как и предыдущая картина, считались нацистским правительством "дегенеративными".
Пулитцер купил эту работу в 1939 году по настоянию сына Матисса, чтобы предотвратить ее уничтожение, несмотря на то, что прибыль от аукциона досталась нацистам.
Марк Шагал - "Искушение" (1912)
Работа выполнена в стиле кубизм.
Огюст Роден - "Отчаяние" (1890)
Мужчина, свернувшись в положении плода, защищает свое лицо правой рукой.
Эта скульптура действительно вызывает ощущения отчаяния и безнадежности.
Винсент ван Гог - "Фабрики с набережной Клиши" (1887)
Винсент ван Гог - "Виноградники с видом на Овер" (1890)
Ван Гог переехал в деревню Овер-сюр-Уаз недалеко от Парижа в мае 1890 года и провел здесь 2 плодовитых месяца вплоть до своего самоубийства, написав здесь около 70 картин, в том числе и эту.
В этой же деревне он и похоронен.
Жюль Бретон - "Раненая чайка" (1878)
Бретон - французский поэт и живописец натуралистического направления.
Любопытный факт: Ван Гог прошел пешком 200 километров, чтобы попасть к Бретону, но так и не зашел в его мастерскую, так как постеснялся.
Огюст Роден - Бюст Виктора Гюго (1883)
Роден восхищался Гюго и считал его настоящим гением.
Этот бюст основан на рисунках , которые Роден сделал в доме Гюго, потому что стареющий писатель не мог часами сидеть и позировать.
Поль Гоген - "Мадам Рулен" (1888)
Эту картину художник писал во время своего двухмесячного пребывания в гостях у Ван Гога в Арли.
На картине изображена жена почтальона.
Эдуард Мане - "Читатель" (1861)
На картине одного из родоначальников импрессионизма изображен его старый друг, художник Джозеф Галл, поглощенный чтением большой книги..
Пьер Огюст Ренуар - "Мечтательница" (1879)
Неизвестная модель позировала художнику в его студии на Монмартре.
Ренуар использовал здесь свою характерную пернатую кисть, особенно в изображении цветочных обоев
Андерс Леонард Цорн - "Миссис Люси Тернер Трой" (1897)
Цорн - знаменитый шведский живописец, чей коммерческий успех был необычайно высок. Он был очень модным художником: богатые люди, президенты, светские дамы - все мечтали, чтобы их написал Цорн. Но, к сожалению, спрос на его работы при жизни художника был значительно выше, чем после его смерти.
Любопытный случай: когда Савва Мамонтов спросил, почему на его портрете Цорн не нарисовал ни одной пуговицы, тот ответил:
"Я - художник, а не портной."
Альфред Сислей - "Пляж в Сен-Мамесе" (1884)
Французский живописец-пейзажист, представитель импрессионизма, прошел долгий путь непонимания, умер в нищете и безвестности, не дожив несколько лет как до всеобщего признания импрессионизма, так и до личного признания.
Если после его персональной выставки в 1897 году он не смог продать ни одной из своих 150 картин, если Клод Моне в течение года искал того, кто заплатит Сислею 500 франков за 30 картин, но так и не нашел, то всего лишь через год после смерти художника за одну его картину заплатили 43 тысячи франков - больше, чем Сислей заработал за всю свою жизнь.
Клод Моне - "Мост Чаринг-Кросс" (1903)
Эта картина входит в целую серию картин с видом лондонского моста Чаринг-Кросс, пересекающего Темзу.
Каждая из почти 30 картин этой серии подчеркивала различные световые и погодные эффекты.
Моне был большим англофилом. Он писал: "Я люблю Лондон... что я люблю прежде всего, это туман."
Клод Моне - "Прогулка близ моста в Аржантёе" (1874)
Максимилиан Люс - "Камаре, лунный свет и рыбацкие лодки" (1894)
Люс - французский художник-неоимпрессионист и политический анархист.
Камиль Писсарро - "Лувр, утро, солнечный свет" (1901)
Писсарро - французский и датский художник еврейского происхождения, импрессионист и неоимпрессионист.
Еще будучи молодым человеком, он сказал, что лучшим способом продвижения французского искусства было бы сжечь Лувр, тем самым искоренив влияние искусства прошлого.
Камиль Писсарро - "Колокольня в Базенкуре" (1885)
Художник создал 40 видов живописной деревни Базенкур, находящейся недалеко от Парижа.
Жорж-Пьер Сёра - "Порт-ан-Бесен, пристань перед отливом" (1888)
Сёра - французский художник-импрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием "пуантилизм". Это художественый прием передачи цвета и отенков с помощью отдельных цветовых точек.
На этой картине, например, пространство, заполненное водой, составлено из мелких и близко расположенных белых и голубых мазков, что на расстоянии дает эффект единой поверхности.
Жан-Батист Камиль Коро - "Пляж в Этрета" (1872)
Коро - французский живописец, один из главных пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов.
Цветовая гамма Коро основана на сочетании серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов.
Чтобы не утомлять, на этом я закончу обзор произведений европейского искусства.
Есть в музее еще один небольшой раздел - он посвящен работам школьников Сент-Луиса.
Мне очень понравилась эта выставка. Некоторые работы были на удивление хороши.
Выйдя из музея, мы стали свидетелями сразу двух событий: с одной стороны, там проходила свадебная фотосессия,
а с другой - митинг в защиту иранских женщин.
Это то, что мне нравится в Америке и американцах: им до всего есть дело.
Хорошо, когда страна может гордиться не только своими музеями, но и активным, неравнодушным гражданским обществом.
...продолжение следует