Продолжаю свою новую рубрику следующей картиной.
Это известное произведение, написанное Василием Ивановичем Суриковым, - "Меншиков в Берёзове".
Поскольку эта картина относится к историческому жанру и основана на реальных событиях, ее нельзя рассматривать вне исторического контекста. Поэтому к описанию картины я добавлю немного информации и о самих персонажах.
Информацию я ищу в разных источниках, ссылки прилагаются внизу поста.
В. Суриков - "Меншиков в Берёзове", 1883
Третьяковская галерея, Москва
Свернуть Сюжет картины
Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.
На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.
Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним.
Старшая дочь Мария - бледная, растерянная, закутанная во все черное - бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все - богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии - словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.
На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного - Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной - он скончается в возрасте 50 лет.
Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе - это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие - Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным.
Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу.
Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.
Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским - на полу лежит теплая шкура, на столе - богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное - без надежды на будущее.
Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.
Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно - одно из лучших из вышедших из-под его кисти.
Разбор картины
В темной, холодной избе сидит Меншиков в окружении своих детей. Младшая дочь читает. Но никто не слушает ее. Каждый думает о своем.
Меншиков, угрюмый, сосредоточенный, ушел в воспоминания. Он вновь переживает прошлое. Внешне он спокоен, но он не примирился со своей судьбой. Властная, гордая осанка, сжатая в кулак рука выдают бушующую в нем силу. Он, как огромная тяжелая глыба, высится над остальными.
У его ног примостилась старшая дочь. Худенькая, зябко кутающаяся в шубу, она остановившимся взглядом смотрит и... ничего не видит. Такой невидящий взгляд бывает у глубоко задумавшегося человека.
Сын Меншикова тоже не замечает окружающего, не слышит голоса младшей сестры. Пальцы его машинально счищают воск с подсвечника.
Из замерзшего окна скупо пробивается свет, низкий потолок, кажется, давит на них. Если даже не знать, кто эти люди и что с ними произошло, нельзя оставаться спокойным, рассматривая картину.
И опять, чем больше смотришь, тем больше замечаешь, больше открываешь, начинаешь видеть то, на что вначале не обратил внимания.
Тесно, почти касаясь друг друга, сидит семья Меншикова, но как одинок каждый из них! Как далеки они друг от друга. Каждый думает о своем.
А как противоречит их одежда, шкура медведя на полу и дорогая скатерть убогой, нетопленной избе!
Старшая сестра, бледная, с распущенными, а может быть, и неприбранными волосами, закуталась в шубу. Младшая аккуратно причесана, одета нарядно. Заметишь это и поймешь: старшая уже ни во что не верит, ни на что не надеется, а ее сестра еще не утратила прежних привычек к роскоши.
Седеющая голова Меншикова выделяется на фоне мрачной избы и ее грязных стен. Вся картина Сурикова построена на острых цветовых контрастах. Светлые пятна окна, лиц, книги, шкуры белого медведя выделяются на фоне темных тонов стены и шубки старшей дочери.
Чем больше всматриваться в картину, тем больше можно увидеть в ней, и смысл происходящего станет еще глубже. Но сколько бы мы ни смотрели, взгляд наш все время возвращается к Меншикову, а отсюда переходит на прижавшуюся к нему хрупкую фигурку старшей дочери, от них - к сыну, младшей дочери и опять к нему, к Меншикову.
И это не случайно. Художник сознательно так строит свое произведение, чтобы взгляд зрителя переходил от одной фигуры к другой, от одного предмета к другому. В умении написать произведение так, чтобы зритель сначала получал обшее впечатление от картины, а потом переходил к рассматриванию деталей, которые помогли бы ему глубже раскрыть содержание, состоит одна из основ композиционного мастерства.
Информация найдена здесь:
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2150-kartina-menshikov-v-berezove-vasiliy-ivanovich-surikov-opisanie.html http://www.rezbaderevo.ru/po-zakonam-krasoty-kak-nauchitsya-ponimat-zhivopis-chast-1-ya