Пару дней назад я выкладывала пост, посвященный замечательному поэту Дмитрию Кедрину. Тогда же я писала о его драме в стихах под названием "Рембрандт".
А потом я совершенно случайно нашла восхитительный старый телеспектакль, поставленный по этой драме. И устроила себе настоящий праздник!
Да, этот телеспектакль очень давний, еще 1963 года, черно-белый, не самого хорошего качества, но зато какие великие актеры там играют: Ефим Капелян, Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили, Людмила Макарова, Георгий Штиль...!
Посмотрела его с преогромным удовольствием! По-настоящему наслаждалась и стихами, и сюжетом, и актерской игрой! Сама себе завидовала ))
Гениальная вещь! Не зря Быков сказал о ней: "Шедевр!"
Смотреть оказалось даже интереснее, чем самой читать пьесу по ролям. Как же здорово, когда такие потрясающие стихи еще и читают потрясающие актеры! Совершенно другое восприятие.
Единственный минус - хотелось бы видеть на экране те картины Рембрандта, о которых шла речь по ходу спектакля. Хоть копии их.
Ну, и еще одно сожаление - оригинальный текст Кедрина в спектакле решили немного сократить, испугавшись ввести положительный образ раввина...
Click to view
Потом уже, после просмотра, я нашла и прочитала большую статью об этой драме с подробным описанием многих деталей, в том числе и картин Рембрандта, упоминавшихся Кедриным. Очень интересно!
Я дам ссылку на статью, но выложу здесь кое-какие интересные отрывки оттуда.
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДРАМЕ Д.Б.КЕДРИНА "РЕМБРАНДТ"
(отрывки)
Кроме таланта поэта Кедрин обладал талантом историка, умел воспроизводить в своих стихах разные эпохи разных стран. Это могли быть украинские сюжеты, допетровская Русь, Азия, цыганская тема, Испания.
Одно из самых объёмных произведений Дмитрия Кедрина - драма «Рембрандт». Русского советского поэта XX века впечатлили работы голландского художника XVII века. Прежде чем написать драму в стихах, Кедрин тщательно изучил биографию Рембрандта, книги о его времени. Для того, чтобы написать гениальное поэтическое произведение, нужно представлять себе, как жили голландские бюргеры, как художник относился к жизни в стране, в чём заключался конфликт Амстердама с принцем Оранским. Поэту удалось достоверно передать дух эпохи, породившей великого живописца...
С. Д. Кедрина, дочь поэта, записала свои воспоминания о создании драмы. «В 1936 году в Москве в Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка Рембрандта. Из всех музеев мира были привезены в Москву картины и офорты великого мастера. Отец много раз был на ней, а потом отправил туда маму, чтобы она посмотрела получше картину "Возвращение блудного сына" и запомнила, как одет сын.
Работая над драмой, отец несколько раз перечитал "Маленькие трагедии" Пушкина, особенно внимательно - "Моцарта и Сальери". "Вчера я снова читал "Маленькие трагедии" Пушкина. Какие необычайные характеры, жизненность изображений, изумительный язык! В особенности "Моцарт и Сальери"! Это вечное противоборство гения и посредственности. (Ну вот еще! Интересно, где он нашел посредственность? Кого он имел в виду? Сальери? Это Сальери - посредственность?! Так это неправда! Талантлив он был однозначно. Гением, возможно, и не был, но талант-то у него был. Пушкин тоже вроде бы не о посредственности говорил, а о совместимости гения и злодейства. Не понятен этот момент... )
Выставка потрясла отца. Он перечитал всю литературу о голландском художнике, пересмотрел все его офорты, досконально изучил жизнь и творчество. Он буквально "заболел" Рембрандтом. Два года он неотступно думал о гениальном художнике, в нем постоянно шла большая внутренняя работа... "Все, что можно было прочесть о Рембрандте, было прочитано. И началась непостижимо трудная работа над пьесой. Он много раз перечитывал отдельные картины и сцены и, находя их несовершенными, впадал в уныние...
Как-то мы лежали на берегу реки. Мне казалось, что Кедрин дремлет, но вдруг я услышал его голос: "Он не должен прийти". "Кто?" - спросил я. Молчание. И снова его голос: "Он не придёт". "Кто не придёт? Кто?" - переспросил я. "Вижу, ты ничего не понимаешь - Рубенс!" "Я действительно ничего не понимаю, - сознался я. - При чём тут Рубенс? Ведь он не участвует в пьесе?" - "В том-то и суть, что не участвует. Понимаешь, Рембрандт приглашает в гости приехавшего в Амстердам Рубенса. Он зовёт его к себе как равного по таланту и славе. Все с нетерпением ждут его, но он не приходит. И это создаёт у ждущих его тревожное настроение. Это как бы предвестие будущих бедствий Рембрандта: непризнание его полотен, смерть близких, нищета, одиночество"", - так вспоминает в статье "Светлый дар" свой разговор с Кедриным М. Дубинский.
Со слов дочери Дмитрия Кедрина Светланы известно, что «драмой заинтересовался актёр и режиссёр Малого театра Михаил Нароков. Он пригласил отца зайти в театр для разговора о постановке "Рембрандта". Встреча была назначена на ближайшее воскресенье. Но это было 22 июня 1941 года.
Хотел поставить моноспектакль и С. М. Михоэлс...
Отец и представить себе не мог, какая интересная судьба ей предстоит: она будет поставлена на радио и на телевидении, на сценах московского, ленинградского, иркутского, хабаровского и других театров.
В 1963 году был выпущен телеспектакль «Рембрандт» с подзаголовком «Несколько эпизодов из жизни голландского живописца Харменса ван Рейна Рембрандта». В ролях - актёры прославленного Ленинградского большого драматического театра (БДТ) Эмма Попова, Людмила Макарова, Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик, Георгий Штиль, Михаил Волков, Николай Корн, Борис Рыжухин, Изиль Заблудовский, Сергей Карнович- Валуа. В роли Рембрандта - Ефим Копелян, он же является режиссёром спектакля. Постановка - Леонида Пчёлкина.
В телеспектакле отсутствует раввин Мортейра. Во второй картине драмы Рембрандт разговаривает с Мортейрой о картине с Давидом, которую он мечтает написать. Потом в дом Рембрандта приходит пушкарь, и герои говорят втроём о том, что войскам принца Оранского не удалось подойти к Амстердаму. В телеспектакле Рембрандт разговаривает только с пушкарём. Поэтому некоторые реплики кажутся незаконченными, оборванными наполовину. Позже Саския разговаривает с Рембрандтом.
Саския: Я вижу, милый, ты неисправим.
Кто был тут?
Рембрандт: Тюльп и Людвиг.
Саския: А вначале?
В пьесе Рембрандт отвечает: «Один - артиллерист, другой - раввин». В спектакле: «Ну, заходил артиллерист один».
В последней сцене драмы к Рембрандту приходит пастор, чтобы исповедовать его перед смертью. Рембрандт умирает, отказавшись разговаривать с пастором. Люди, живущие с ним в одной гостинице, приходят посмотреть на его труп, потом расходятся, и рядом с Рембрандтом остаются Мортейра и Фабрициус. Мортейра заканчивает драму словами о Рембрандте:
Он живописец нищих, наш талант,
Пусть надорвался он, но, злу не внемля,
Он на плечах широких, как Атлант,
Намного выше поднял нашу землю.
В телеспектакле Рембрандт говорит пастору: «Как плохо нарисован этот бог!» Пастор отвечает: «Прощай! Чтоб ты без покаянья умер!» (В пьесе Рембрандт умирает, и пастор зовёт людей: «Войдите, люди. Этот грешник умер».) Можно ли представить себе, что пастор отказался исповедовать умирающего, даже слыша от него неприятные слова? В спектакле после ухода пастора Рембрандт говорит:
Как в океан сливаются ручьи,
Так мы уходим в мир теней бесплотный.
Лишь вы, душеприказчики мои,
Мои эстампы, папки и полотна, -
Идите в будущее. В добрый час.
Возникшие из-под музейной пыли,
Откройте тем, кто будет после нас,
Как мы боролись, гибли и любили.
Чтоб грезы те, что нам живили дух,
До их сердец, пылая, долетели,
Чтобы в веках ни разу не потух
Живой и чистый пламень Прометея!
В драме Рембрандт произносит это перед приходом пастора. Спектакль заканчивается после этого небольшого монолога Рембрандта, смерть героя остаётся за кадром.
Возможно, в драме 1963-го года не изображён священнослужитель (раввин) Мортейра как положительный герой. Поэтому не звучат слова восхищения о Рембрандте, вложенные в уста Мортейры. В остальном спектакль похож на первоисточник, поставлен близко к замыслу Кедрина.
В драме Хендрике уходит от Рембрандта. Это полностью вымышленная ситуация, Хендрике жила с Рембрандтом до своей смерти в 1663-м году.
Не вся хронология жизни Рембрандта могла быть доподлинно известна в то время, когда Кедрин работал над драмой. Жизнь героя драмы отличается от жизни Рембрандта тем, что в драме обострены конфликты художника с окружением, доведены до абсолюта. Творец может выполнять своё предназначение, только отказавшись от обычных человеческих взглядов. В драме художник в конфликте с обывателями, с более модными направлениями в живописи, с монархией, даже с женщинами, которые хотят видеть в нём больше мужчину, чем живописца.
Рембрандта мучает не столько бедность, сколько одиночество, преувеличенное у Кедрина. Рембрандт Кедрина - образ таланта, не всегда имеющего поклонников, который должен либо искать компромисс с ложными ценностями, либо остаться один. То, что реальные люди недоговаривают о своей душевной борьбе, в драме становится ясно видно. Непонимание взглядов на жизнь и искусство, поиски своего выбора превращаются в реальное действие. Если в жизни художник одинок духовно, в литературном произведении он одинок физически.
Библейские сюжеты в драме Д. Б. Кедрина Рембрандт (Леонида Богомолова Лена-Кот) / Проза.ру (proza.ru)