Нью-Йорк, Нью-Йорк.. Музей современного искусства МоМА. Часть 1

May 31, 2019 20:52



После долгой паузы напишу о нашей недавней прогулке в роскошный Музей современного искусства (МоМА).

Музей расположен недалеко от Рокфеллер-центра, между Пятой и Шестой Авеню. Такое соседство не случайно. Основан он был в 1928 году именно при содействии и покровительстве семейства Рокфеллеров.



МоМА считается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка и входит в первую двадцатку самых посещаемых музеев мира.

Здание музея спроектировал японский архитектор Йоси Танигути.



В музее 5 этажей (на наше "счастье", в тот день пятый этаж был закрыт. На нем проводят сменяемые выставки и экспозиции). Мы обошли четыре этажа, которые заполнены богатейшими коллекциями живописи, скульптуры, мебели, рисунков, фотографий, макетов, оригинальных композиций, итд.



Конечно, наиболее предпочтительным и интересным для меня был 4 этаж, где собраны главные шедевры живописи.



Естественно, в одном посте рассказать и показать все, что хочется, невозможно, поэтому я разделю его на несколько частей. И первую часть целиком посвящу этим шедеврам живописи, точнее, некоторым из них. Выкладываю я их, практически, в том же порядке, что и видела в музее.



И первым здесь будет Джексон Поллок - американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма, изобретатель новой техники - капельной (или льющей).



Он долгое время боролся с депрессией. Уже став довольно успешным художником, но не справляясь с нагрузками, он все больше тяготел к спиртному и долго страдал от алкоголизма, из-за чего и погиб в возрасте 44 лет, когда в 1956 году в нетрезвом состоянии попал в автокатастрофу.



Рене Магритт. "Убийца под угрозой"

На картине изображен настоящий детективный сюжет. В центре - труп женщины не то избитой, не то задушенной, не то изнасилованной... Но кто убийца?

На этот момент в музее находилась всего одна картина этого очень любимого мною бельгийского художника-сюрреалиста, в чей музей, находящийся в Брюсселе, я давно мечтаю попасть.



Рядом с картиной Магритта находится вот такая оригинальная композиция.



Сальвадор Дали и одна из самых знаменитых его работ  - "Постоянство памяти".

Стекающие часы - образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Есть версия, что написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у художника при виде плавленного сыра.

Поразило, что картина в оригинале очень маленькая, всего 24х33 см.



Автопортрет мексиканской художницы Фриды Кало.

Многие факты ее жизни известны, наверно, практически всем: она переболела полиомиелитом, пережила серьезную автомобильную аварию, вышла замуж за художника Диего Риверу, поддерживала коммунистическую партию, имела роман со Львом Троцким и была открытой бисексуалкой. Вот такая насыщенная жизнь.



В музее много картин еще одного поклонника коммунистической партии - основоположника кубизма Пабло Пикассо.

"Девушка перед зеркалом"



"Три музыканта"



"Арлекин"



"Игрок в карты"



"Купающийся"



Знаменитые "Авиньонские девицы" - картина 1907 года, с которой и начался кубизм.

В основе кубизма лежит стремление художника разложить трехмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении, чтобы показать его одновременно с разных сторон.



"Авиньонские девицы" - одна из самых популярных среди посетителей музея картин. Возле нее всегда столпотворение.

Вообще считается, что именно в этом музее собрана лучшая в мире коллекция работ Пикассо.



Сюрреалист Макс Эрнст и его коллаж под странным названием "Двое детей, которым угрожает соловей".

Художник использовал здесь разные элементы из дерева и пластика, даже дверной звонок, да и сама рамка становится частью изображения.



Кстати, интересный факт из жизни Эрнста: он дружил с известным поэтом Полем Элюаром, чья жена Гала позировала ему, была его музой и любовницей. Это та самая Гала, которая в будущем станет музой и женой еще одному великому художнику - Сальвадору Дали.

И еще один любопытный момент: именно Эрнст придумал новую технику управляемого автоматизма, которую назвал "колебание". К веревке надо было привязать консервную банку, продырявить дно, наполнить ее краской и раскачивать над лежащим холстом. Нарисованная таким образом картина привлекла внимание Джексона Поллока, который заинтересовался этой техникой и модифицировал ее.



Клод Моне. "Водяные лилии".

Если картина Дали поразила меня тем, насколько она маленькая, то полотно одного из основателей импрессионизма поразило меня тем, насколько оно огромно. На этом фото поместилось всего лишь две трети полотна.



Любопытный факт: в возрасте 72 лет Моне поставили диагноз "двойная катаракта". После двух операций он лишился хрусталика на левом глазу. Зрение вернулось, но он стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет. И если обычные люди видят лилии белыми, то Моне, рисуя эту картину, видел лилии голубоватыми.

Фрагмент картины крупным планом.



"Агапантус".



Еще один член компартии - французский художник и скульптор Фернан Леже.

"Ступени"



"Три женщины"



Анри Матисс. "Урок фортепиано"

Матис создал новый стандарт изображения - декоративного полотна, где главная роль отведена не линии, а цветовому пятну.



Матисс был лидером течения фовистов, чей характерный прием - сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

"Золотая рыбка и скульптуры"



"Вид на Нотр-Дам".

Матисс писал эту и другие картины с видом на собор из своего окна, живя на набережной Сен-Мишель в Париже.



Женщина рисует, вернее, срисовывает Матисса.



Знаменитый "Танец".

Он существует в двух версиях. В Нью-Йорке можно увидеть первую. Вторая, более известная, находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.



Есть мнения, что "Танец" был написан под впечатлением то ли народных плясок, то ли греческой вазовой живописи, то ли русских сезонов Сергея Дягилева.

Картина написана всего тремя красками: синим (небо), розовым (тела) и зеленым (холм).



Скульптура женщины, Матисс.

Всего Матисс создал более 80 скульптур.



И последняя картина на сегодня - "Буря" норвежского художника Эдварда Мунка.

Мунк наиболее известен разными вариациями своей картины "Крик". Страшная картина, для меня по крайней мере. В этой картине тоже встречаются схожие элементы: поднятые руки, мрачная атмосфера, поэтому ее автор угадывается сходу.



Глядя на картины Мунка, понимаешь, что жизнь, судя по всему, его совсем не баловала. В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулеза. Через 10 лет умерла от туберкулеза его сестра, с которой он был очень близок, а спустя время другой его сестре поставили диагноз шизофрения. А тут еще очень религиозный отец, после проповедей которого Мунка преследовали видения ада.

Ад продолжался и во взрослом возрасте. У Мунка была очень навязчивая любовница, которая долго шантажировала его и угрожала самоубийством, вследствие чего он каким-то образом сам прострелил себе руку. Кроме всего этого, он еще переболел испанкой. Ну и жизнь в оккупированной нацистами Норвегии, переживания о возможной конфискации своих работ... Все это в совокупности привело его к душевному расстройству.

Фрагмент картины крупным планом.



Продолжение следует...

пикассо, магритт, музеи нью йорка, живопись-магический реализм, живопись, живопись-экспрессионизм, живопись-импрессионизм, живопись-сюр, нью йорк, живопись-авангард

Previous post Next post
Up