Нет худа без добра. Потеряв по вине авиакомпании много времени и нервов, улаживая ситуацию с нашим возвращением домой из Копенгагена, мы благодаря этому смогли и что-то выиграть для себя, получив неожиданную возможность побывать в Париже.
Да, это было уж слишком обзорное и поверхностное знакомство с городом. Разумеется, мы предпочли бы прилететь туда не на несколько часов, а на пару недель, но, как говорится, дареному коню в зубы не смотрят, а наш конь был как раз дареный: все расходы, связанные с перелетом и гостиницей, авиакомпания взяла на себя, да еще и покрыла нам все расходы на питание и транспорт внутри города. Единственное, за что платили мы сами, был тур на кораблике, но это была наша личная инициатива.
Однако главная прелесть этой поездки заключалась отнюдь не в том, что она оказалась для нас бесплатной. Это был не более чем приятный бонус. Ключевым моментом стала ее неожиданность, ее внезапность, незапланированность, спонтанность. И для меня, человека, предпочитающего все планировать заранее, в этом был необыкновенный кайф!
Конечно, три часа, проведенные в Париже, это ничтожно мало. Но вместе с тем, эти три часа подарили нам столько восторженных эмоций, столько ярких впечатлений, что жаловаться было бы грешно. Мы гуляли по Парижу, любовались его восхитительной архитектурой, дышали одним воздухом с Бальзаком и Гюго, смотрели, хоть и издали, на главные достопримечательности города... Мы реально наслаждались этой прогулкой!
Эти три часа сотворили маленькое чудо. Благодаря им Париж для меня материализовался, он из далекого виртуального незнакомца превратился в реального и осязаемого друга, которого я уже успела полюбить и на новую встречу с которым я так надеюсь.
Несмотря на то, что времени было впритык и все рассматривалось на бегу, единственной достопримечательностью, ради которой мы сделали исключение, потратив на нее первый час из трех, был Собор Парижской богоматери, или Нотр Дам де Пари.
Около 14 миллионов человек ежегодно приезжают сюда, чтобы посетить этот великолепный собор, наполненный тайнами, мистикой и легендами. Поэтому здесь всегда огромная очередь. И хотя она проходит довольно быстро, но в ситуации, когда считаешь каждую минуту, провести почти 30 минут в очереди - это существенная потеря времени.
Нотр Дам - это сердце Парижа, его нулевой километр. Это символический центр не только Парижа, но и всей Франции. Именно отсюда отсчитывается протяженность проходящих через столицу магистралей.
Здесь же, на площади перед собором, стоит памятник Карлу Великому, королю франков и первому императору Священной Римской империи.
Оставив мужа в очереди, я решила не терять время и сфотографировать собор с разных сторон.
Во времена римлян на этом месте стоял храм Юпитера. Затем на его фундаменте построилась базилика. И лишь в 1163 году началось строительство того храма, который существует до сих пор.
Возведение собора растянулась почти на двести лет. За это время романский стиль, в котором начинали строить, сменился готическим.
Именно благодаря этому смешению стилей Нотр Дам и получился таким уникальным и неповторимым.
Чтобы рассмотреть здесь все внимательно и детально, нужно провести здесь хотя бы пару часов, поэтому, к сожалению, мы много всего пропустили и упустили. В частности, не увидели две христианские реликвии, которые здесь хранятся: это фрагмент тернового венца Иисуса Христа и один из гвоздей, которым он был прибит к кресту.
Но вернемся к главному Западному фасаду. Визуально он разделен на три части - что по вертикали, что по горизонтали.
В нижней части находятся три портала (входа):
портал Святой Анны (справа), портал Страшного суда (в центре) и портал Богоматери (слева).
Это портал Страшного суда.
В центре - фигура Христа. По левую руку от него - грешники, отправляющиеся в ад, по правую - праведники, идущие в рай.
Портал Богоматери.
Он же, но более детально.
Очень тонкая и мастерская работа! Не зря скульптурное оформление порталов этого фасада считается шедевром готического искусства.
Над порталами находится так называемая "галерея царей", где представлены 28 статуй царей древней Иудеи.
Интересный момент: во время Великой французской революции этот собор объявили "твердыней мракобесия" и собирались уже снести. Но парижане вступились за свою святыню и собрали деньги на его выкуп. Здание сохранилось, но очень пострадало. В частности, Робеспьер лично распорядился обезглавить этих каменных царей.
Наконец наша очередь подошла и, пройдя еще и контроль безопасности, мы вошли внутрь собора.
Первое впечатление было совсем не таким, как я себе представляла. Мне казалось, что я увижу что-то совершенно необыкновенное, что меня потрясет до глубины души, но никакого потрясения не случилось.
Возможно, это произошло потому, что я видела очень много разных храмов, и среди них встречались не менее прекрасные, чем этот. А может, дело в том, что я как дилетант сужу не по тем критериям и слишком основываюсь на субъективном восприятии. А может, мои ожидания были непомерно завышены... Не знаю.
Безусловно, здесь очень красиво, хоть и немного мрачновато. Но эта мрачность только добавляет привкус таинственности и загадочности.
Храм внутри грандиозен. Ведь предполагалось, что в нем должно поместиться все тогдашнее население Парижа, которое составляло около 10 тысяч человек.
По канонам готики здесь нет настенной живописи, а единственным источником цвета являются великолепные витражи.
Кстати, здесь нет ни одной внутренней стены, только арки, своды и колонны, благодаря чему можно было выиграть много пространства для витражных окон.
Просто роскошные окна-розы!
Эта же роза, но ближе
Старинные витражи сохранились только в трех розах, в частности, в предыдущей и в этой:
Ограда хоров украшена скульптурными композициями на евангельские темы.
Вообще в соборе много интересных скульптурных работ.
У нас не было времени читать все таблички с надписями возле скульптур, а жаль. Потому что перечень исторических событий, которые случились внутри собора, просто огромен!
Например, в 1456 году здесь начался реабилитационный суд Жанны д`Арк, который проходил уже после ее казни в 1431 году и полностью ее оправдал.
Вот посвященная ей статуя.
А в 1804 году здесь короновался Наполеон Бонапарт вместе с супругой Жозефиной.
Не помню, кому посвящена эта статуя.
В течение многих веков этот собор служил местом проведения королевских бракосочетаний, коронаций и национальных похорон.
Именно здесь состоялась свадьба Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа, бракосочетание королевы Шотландии Марии Стюарт и будущего короля Франциска II, крещение сына Наполеона.
Здесь настолько все пропитано многовековым духом истории, эти стены помнили такие великие события, что осознание этого впечатляло меня гораздо больше, чем интерьер собора.
Здесь также есть интересная экспозиция, посвященная разным этапам строительства собора.
Очень изящная работа!
Все детали, скульптуры, горгульи и химеры - все точно воспроизведено.
Но кто знает, смогли бы мы сегодня увидеть все это великолепие, если бы в 1831 году не вышел в свет роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", напомнивший жителям города о том сокровище, которым они владеют, но который могут потерять, если не займутся его реставрацией.
После революции собор находился в плачевном состоянии. Ставился даже вопрос о его сносе. Но роман перевернул сознание горожан.
Не зря в предисловии к роману Гюго написал: "Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре." И ему это удалось.
Завершая этот пост, я теперь уже точно могу сказать, что на этом наше путешествие в Данию (а по факту еще и в Швецию и Францию) закончилось.
Впереди - новые планы, новые поездки и новые приключения. Жду их с нетерпением!