В общем-то, подобных историй существует немало, и многие из них всем известны. Но истории о Петре Великом и Амадео Модильяни я узнала лишь сейчас и была совершенно потрясена ими.
**************************
Гнев императора
То, что Екатерина - жена первого российского императора Петра Великого - была вдвое его моложе и искренне любила мужа, не мешало венценосному супругу ей изменять. Тем не менее императорская семья жила в согласии. Екатерина, конечно, догадывалась об изменах мужа, но смотрела на это сквозь пальцы. Более того, во время продолжительных разлук сама посылала супругу «девок», чтобы он не особенно скучал. Но как-то согрешила и государыня, выбрав для себя фаворита - красавца Виллима Монса. По иронии судьбы - брата Анны, первой возлюбленной молодого Петра.
Однажды император застал Екатерину в объятиях Монса. Тот был арестован и вскоре казнён. Пётр заставил жену присутствовать при казни, а потом поместил отрубленную голову её любовника в банку со спиртом, которую поставил на столике в изголовье кровати в спальне Екатерины. Дня через три жена в слезах упала перед Петром на колени и вымаливала прощение. Только тогда смилостивившийся государь отправил банку с головой в Кунсткамеру.
Умри же со мной
Этого хотел от своей невенчанной супруги знаменитый Амедео Модильяни. Молодой художник никогда не был обделён женским вниманием и любовью. Как правило, его натурщицы вскоре становились его же любовницами. Последней любовью и фактически женой Модильяни стала 19-летняя художница Жанна Эбютерн. Ради него она покинула родительский дом, ушла к живущему на грани нищеты своему кумиру, родила ему дочь.
Амедео умер, не дожив и до 36 лет, в госпитале для бедных. Перед кончиной он предложил Жанне умереть вместе с ним. И 21-летняя женщина, уже носившая под сердцем второго ребёнка, выполнила последнюю волю любимого.
В госпитале она подошла к телу супруга, долго и внимательно смотрела на него. На рассвете следующего дня Жанна выбросилась из окна пятого этажа. Вместе с ней погиб и ребёнок, которому так и не было суждено увидеть свет.
Как совместить порывы души и тела
Александр Блок, женившийся на Любови Менделеевой, оказался довольно странным супругом. После первой брачной ночи молодая жена вышла из спальни заплаканная. Выяснилось - Александр убеждён, что любовь физическая не может сочетаться с такой важной для него духовной близостью. Он в первую же брачную ночь пытался объяснить Любе, что физической близости между ними быть не должно.
Он называл Любу своей Прекрасной Дамой, Вечной Женой, Таинственной Девой, он писал ей: «Ты - моё солнце, моё небо, моё Блаженство, моя первая Тайна и последняя Надежда…». Но Люба была полна решимости отстоять своё право на нормальные супружеские отношения. Использовались все средства обольщения: модные наряды и причёски, откровенное французское бельё, приворотные зелья и заговоры. Имел место даже лёгкий флирт с поэтом Андреем Белым.
Год потребовался Любе, чтобы «совратить» собственного супруга, но, увы, долгожданная близость не принесла ни ему, ни ей чувственной радости. Блок по-прежнему предпочитал лишь «духовное родство», чтобы (как он сам объяснил супруге) не разочароваться в жене и не разлюбить её.
Жертва теории относительности
Великий автор теории относительности Альберт Эйнштейн после 11 лет семейной жизни написал ещё один фундаментальный труд. Им стал манифест, который, как считал Альберт, должен строго регламентировать отношения с его первой женой Милевой Марич. Они поженились в 1903 году, а в 1914-м в письме к супруге Эйнштейн изложил ей свои условия семейной жизни, которые она должна была безоговорочно принять и соблюдать, дабы сохранить их уже пошатнувшийся к тому времени брак. В её обязанности входило: следить за тем, чтобы его вещи были в порядке; трижды в день кормить мужа. Милева не имела права словами или иным образом подрывать авторитет мужа перед детьми. Она также не должна была ждать от мужа проявления никаких чувств и не имела права упрекать его за их отсутствие. Жене следовало расстаться с иллюзиями по поводу того, кто в доме хозяин. Друзьям Эйнштейн не стеснялся сказать: «С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать».
Вскоре Милева и Альберт стали жить раздельно, а через пять лет окончательно развелись.
«Ученица» классика
Замечательный писатель и поэт, первый российский лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин, эмигрировав вместе с женой Верой Николаевной во Францию, поселился в небольшом южном городке Грасе. Вскоре на своей вилле здесь он поселил молодую, никому не известную писательницу Галину Кузнецову. Было писателю в то время 56, ей - почти на 30 меньше. После её переезда к Буниным началась странная «жизнь втроём», которая продолжалась лет семь. Разводиться с женой Бунин не собирался, вероятно, не желая разрушать годами отлаженный быт, да и за долгие годы совместной жизни они превратились как бы в единое целое. «Любить Веру? Это всё равно, что любить свою руку или ногу…» - однажды заметил Бунин.
А Вера объяснила всем, что принимает в своём доме госпожу Кузнецову в качестве «литературной ученицы» мужа и своей «приёмной дочери».
Любвеобильный граф
Когда Лев Николаевич Толстой решил всё же жениться, было ему 34 года, а его невесте Софье Берс только исполнилось 18 лет.
Был граф человеком влюбчивым. До женитьбы имел многочисленные романы и мимолётные связи. В выборе пассий был неприхотлив - сходился он и с прислугой в доме, и с крестьянками из своих деревень, и с цыганками. Как-то соблазнил горничную - молоденькую крестьянку, судьба которой после этого была несчастной. Особенно долгой была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения м продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Сватаясь к своей будущей жене, Лев Николаевич тем не менее сохранял связь с Аксиньей. Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых весьма откровенно описывал свои любовные похождения. Для неё это стало шоком. От свадьбы она не отказалась, но помнила об этом всю жизнь.
Юная Софья мечтала о каретах, балах, театрах, в общем - обо всем, что мог дать свет девушке её положения. Однако согласилась уехать в имение мужа Ясная Поляна, а потом 19 лет никуда оттуда не выезжала.
Почти все 48 лет совместной жизни Софья Андреевна либо ждала очередного ребёнка, либо вскармливала предыдущего. И, вероятно, горько ей было замечать, как её Лёвушка тискает по углам горничных и кухарок. По ночам нередко плакала, но изменить ничего не могла. А Лев Николаевич, занятый поиском смысла жизни, почти не замечал супруги. Думал о чём угодно, только не о ней, тогда как Софья Андреевна, которая «своего гениального супруга боготворила, мучилась и страдала от его невнимания. А ему казалось, что жена душит его своей любовью, шпионит за ним, мешает жить.
«Лавочка мелкой торговли»
Такой оборот речи использовал, говоря о браке, великий советский физик, нобелевский лауреат Лев Ландау. Он всячески пытался внушить своей подруге Конкор-дии (Коре), что брак и любовь несовместимы. «Не стоит портить наши высокие отношения свадьбой», - уговаривал её учёный до… самой свадьбы, которая все же состоялась. Однако решившись связать себя узами брака, Лев предварительно заставил невесту поклясться, что она не будет ревновать его к другим женщинам. Он был откровенен: «Пока все мои разговоры о любовницах носят, к сожалению, только теоретический характер, но любовницы у меня обязательно будут! Ревность в нашем браке должна быть исключена. Я хочу жить ярко, красиво, интересно».
Вот что поведала Кора в своей опубликованной после её кончины скандальной книге «Академик Ландау. Как мы жили»: «Даунька (семейное имя Ландау) влетел в мою комнату, крепко обнял, поцеловал и заявил: «Корочка, я к тебе с очень приятной вестью - сегодня вечером я вернусь не один, ко мне придёт отдаваться девушка! Я ей сказал, что ты на даче, поэтому сиди тихонечко, как мышка. Встречаться вы не должны!». Упомянутый эпизод был далеко не единственным за долгие годы их семейной жизни. При этом Ландау всегда напоминал супруге о неуместности ревности - этого архаичного, как он считал, пережитка: «Ты же не можешь не радоваться моим успехам у девушек». Уже после страшной аварии, сделавшей его до конца дней инвалидом, Ландау признался жене: «Я так боялся жениться. Вероятно, я - плохой муж, но врать, что-то придумывать я не умею и не хочу, пойми, это просто омерзительно!».
Журнал: Тайны 20-го века №30, июль 2018 года
Автор: Константин Ришес