Вот мы и добрались до третьей достопримечательности в рамках нашей поездки, которая была для меня самой главной и самой ценной. Ради нее, в общем-то, я и планировала всю эту экскурсию.
Это Объединенная церковь ( Union Church ), расположенная в городке Покантико Хиллз, штат Нью Йорк.
И опять, как и в поместье Рокфеллеров, меня постигло разочарование - фотографировать внутри помещения запрещено. Такие ограничения в нашу пору интернета выглядят немного глупыми и вызывают только раздражение и недоумение. Уж если вы пускаете тысячи людей внутрь, если вы продаете открытки с изображениями, то почему же нельзя это фотографировать?! Не понимаю. Но тем не менее, в данном случае я не стала нарушать закон и внутри церкви не фотографировала - совесть не позволила )
Поэтому все фотографии, сделанные снаружи - мои, а все, что снято внутри, взято мною из интернета (ссылки прилагаются).
Чем же могла так заинтересовать меня эта небольшая и ничем не примечательная, на первый взгляд, церковь? Чем она так привлекательна для туристов?
А вот чем.
Построил эту церковь Джон Рокфеллер младший в 1921 году. Но это место уникально не только потому, что является фамильной церковью Рокфеллеров, но и из-за высочайшей художественной ценности, которая в ней заключена.
Мало кто знает об этом, но внутри этой церкви спрятаны настоящие сокровища - великолепные витражи, сделанные двумя великими художниками, Анри Матиссом и Марком Шагалом.
Как же в небольшой церкви под Нью-Йорком оказались витражи двух известных художников, живших во Франции?
В предыдущих постах я достаточно подробно рассказывала о ключевых членах династии Рокфеллеров, а потому сейчас будет не так сложно сориентироваться в родственных связях.
Эбби Рокфеллер и "Роза" Матисса
Когда умерла жена Рокфеллера-младшего, Эбби Олдрич (я показывала ее портрет, которой висел в одной из комнат имения), их сын, Нельсон Рокфеллер, предложил установить в церкви круглый витраж в память о ней. Заказать его было решено Анри Матиссу.
Эбби была большой покровительницей искусств, при ее содействии и участии был основан Музей современного искусства (МоМА) в Нью Йорке, который является третьим по посещаемости музеем в США. Нельсон в это время был президентом этого музея. И она была активной прихожанкой этой церкви.
Также она была дружна с Матиссом, часто принимала его у себя дома и владела несколькими его работами.
Естественно, Матисс не смог отказать ее сыну в этой просьбе, хотя ему уже было 84 года и он был прикован к постели. Но он успел завершить эскизы витража, а также выбрал цвета и тип стекла - за два дня до своей кончины.
В сентябре 1954 года, когда художник умер, макет витража висел на стене его спальни.
И только в мае 1956 года, в день Матери, установка витража - "Розы" была завершена.
Это окно оказалось последней работой художника. Очень простое, пропорциональное, гармоничное по цвету. Говорят, что оно светится в любую погоду.
Несколько слов о Дэвиде Рокфеллере
В предыдущих постах, посвященных семье Рокфеллеров и их имению, я ни словом не обмолвилась еще об одном известном члене этой династии - Дэвиде Рокфеллере. Не потому, что его фигура малозначительна, а потому, что ни в одном источнике информации я не нашла никакого упоминания о его роли в оформлении этого поместья.
Но оказалось, что это не совсем так. Может быть, к поместью он и не приложил своей руки (хотя в это сложно поверить), но зато он сыграл очень большую роль в оформлении этой самой церкви.
А потому несколько слов скажу и о нем.
Дэвид Рокфеллер - сын Джона Рокфеллера-младшего и младший брат Нельсона Рокфеллера. Американский банкир, государственный деятель, глобалист и глава дома Рокфеллеров в 2004-2017 годах.
Дэвид долгое время был председателем правления Музея современного искусства (MoMA). Он активно занимался благотворительностью и пожертвовал в общей сложности почти один миллиард долларов.
4 месяца назад, в марте 2017 он умер в возрасте 101 года. Умер в этом самом имении и похоронен в семейном склепе недалеко от дома.
Добрый самаритянин Джон Рокфеллер-младший
Когда не стало Джона Рокфеллера-младшего, Дэвид Рокфеллер задумал установить в церкви витраж в память об отце.
«Два витража, установленные напротив друг друга, чтобы увековечить память об отце и матери, словно снова соединят на земле эту пару, прожившую вместе долгую и счастливую жизнь», - писал Дэвид.
Это фотография церкви, где на заднем плане над алтарем видна роза Матисса. Фотография не самая удачная, но она единственная, найденная мною на интернете. Так вот, витраж для отца Дэвид решил установить в окне напротив.
Но его семья, братья и сестра, долго не могли найти художника, которому они могли бы доверить эту работу. И тут возникло имя Марка Шагала. Возможно, в выборе художника свою роль сыграли слова Пабло Пикассо, который как-то сказал, что когда Матисс умрет, Шагал останется последним художником, который действительно понимает, что такое цвет.
Родня обратилась к Марку Шагалу, и он с радостью откликнулся на ее просьбу.
Думаю, что отчасти он это сделал в знак благодарности этой семье за свое спасение.
Интересный факт: в 1941 году именно руководство МоМА в Нью-Йорке пригласило художника переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и в этом же году семья Шагала приехала в Нью-Йорк. Сделать это художник смог благодаря фонду помощи, субсидированного Рокфеллерами. Возможно, это спасло ему жизнь.
И Шагал создал свой шедевр. Большой витраж «Добрый самаритянин» был установлен в 1964 году.
Под добрым самаритянином подразумевался Джон Рокфеллер младший, отец Дэвида, который не только был известен своим богатством, но также прославился как филантроп.
В своем произведении Шагал основывался на притче из Евангелия от Луки, в которой рассказывается о простом жителе Самарии, спасшем раненого разбойниками человека.
В нижней части витража изображен крупным планом самаритянин, к которому приникает спасенный им человек. Вверху среди многих мотивов выделяются распятие и Мария, оплакивающая Христа. С неба спускаются ангелы, множественные круги символизируют коловращение миров. А в самом нижнем правом углу художник изобразил самого себя.
Тут еще много всяких символов, о которых нам рассказывали в церкви, но я их, увы, не очень хорошо запомнила. А такой полной информации, которую нам дали в церкви, я не смогла найти, к сожалению, ни на одном сайте.
Кстати, только сейчас, разбираясь в этих деталях, я оценила весь смысл этого расхожего выражения - добрый самаритянин.
Раньше я считала, что так говорят о любом человеке, который бескорыстно помог другому. Но, оказалось, что это не совсем точное толкование этой фразы. Скорее, так должны называть того человека, от которого меньше всего ожидают помощи. Но судите сами.
Я приведу здесь и эту притчу, и краткое пояснение к ней.
Евангельский рассказ
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
- Лк. 10:25-37
Эта притча рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий».
Мне понравились слова Архимандрита Иоанна Крестьянкина, который считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Добрый самаритянин - Ван Гог
Итак... Покоренные талантом художника, Рокфеллеры заказали Шагалу цикл из восьми витражей меньшего размера. Семь из них созданы на темы Ветхого завета, и только восьмой витраж воссоздает сюжет Нового завета. Он называется «Распятие».
Майкл Рокфеллер
Среди многочисленных членов клана Рокфеллеров был еще один человек, о чьей судьбе мне хотелось бы рассказать более подробно.
Это Майкл Рокфеллер - представитель уже четвертого поколения этой династии, пятый сын Нельсона Рокфеллера, правнук первого миллиардера Рокфеллера-старшего.
Трагическая судьба его не может, наверно, оставить равнодушным никого. Меня, по крайней мере, она взволновала очень сильно, вызвав во мне просто бурю эмоций. Я испытываю к нему какую-то удивительную симпатию и материнскую нежность, восхищаюсь его личными качествами и скорблю по нему как по очень близкому человеку, очень сожалея о его ранней смерти, такой нелепой и такой страшной, которая до сих пор является загадочной и не до конца исследованной.
Родился Майкл в 1938 году. С детства увлекался историей и антропологией. Хотел стать ученым, для чего поступил в Гарвардский университет.
Майкл мечтал отправиться в научную экспедицию в Океанию, собрать коллекцию, рассказывавшую о жизни и быте аборигенов. Его отец, Нельсон Рокфеллер приветствовал это решение сына и выделил деньги на поездку. Тем более, что до этого он открыл в Нью-Йорке Музей примитивного искусства, и Майкл захотел внести свой вклад в коллекцию музея своего отца...
Майкл Рокфеллер отправился в экспедицию осенью 1961 года вместе с голландским этнографом Рене Вассингом. Они наняли двух проводников из местных жителей - неких Лео и Симона, и вместе с ними колесили по поселениям аборигенов, выменивая их предметы быта и искусства на металлические изделия. Рокфеллер и Вассинг скупали, среди прочего, также разукрашенные человеческие черепа.
Через некоторое время они собрали целую коллекцию, которая позже была помещена в экспозицию Нью-Йоркского музея первобытного искусства, но на достигнутом решили не останавливаться. Они решили отправиться в поселение местного людоедского племени асматов, чтобы заполучить уникальные предметы.
Майкл Рокфеллер в экспедиции в долине Балием, о. Новая Гвинея. 1961 г.
Аборигены отговаривали Рокфеллера ехать к асматам, говоря, что в этом племени бытуют суеверия, что душа человека переходит к тому, кто его убил и съел, а шаман одного из племён сказал ему, что он видит «маску смерти» на его лице.
Несмотря на уговоры аборигенов не ехать, 17 ноября 1961 года Рокфеллер, Вассинг, Лео и Симон отправились к асматам.
Рокфеллер выменял самодельную лодку у аборигенов, подвесил на неё мотор и отправился вместе со своими спутниками к дальнему поселению асматов по реке, несмотря на то, что лодка была явно перегружена. Они погрузили в лодку также стальные топоры, рыболовные крючки, различные ткани, одежду и табак для обмена на изделия асматов.
Через некоторое время мотор лодки заглох. До берега было около трёх километров, и проводники экспедиции Лео и Симон, привязав к себе канистры из-под топлива, поплыли к берегу. Им удалось достичь берега, несмотря на опасность подвергнуться нападению крокодилов, но они заблудились в джунглях и были обнаружены лишь через несколько дней.
Рокфеллер и Вассинг оставались в лодке, однако вскоре её перевернуло волной. Некоторое время они дрейфовали на обломках. 19 ноября Рокфеллер сказал Вассингу, что вплавь доберётся до берега. Это были его последние слова.
Вассинг отказался плыть с ним и видел, как Майкл поплыл к берегу. Больше Майкла Рокфеллера никто не видел.
Спустя несколько часов Вассинг был обнаружен гидросамолётом нидерландских военно-морских сил, а затем шхуна «Тасман» подобрала его. Когда Вассинг пришёл в себя, он рассказал обо всех обстоятельствах. На поиски Майкла Рокфеллера были брошены большие силы, но никаких следов обнаружить не удалось. Вскоре из Нью-Йорка прилетел Нельсон Рокфеллер, спонсировавший поиски сына, но Майкл либо его тело так и не были найдены.
Впоследствии было установлено, что до берега на тот момент было около 15 километров.
С учетом большого расстояния до берега одной из основных причин смерти Майкла Рокфеллера тогда называли утопление. Также существовали версии о том, что его могли съесть акулы: в Арафурском море обитают различные виды акул, опасных для человека. Со временем начали выдвигать и другие гипотезы: что он похищен, ушел в джунгли, присоединился к аборигенам, отказавшись от благ цивилизации.
Однако с годами все больше исследователей стали склоняться к версии, что Рокфеллеру все же удалось доплыть до берега, где его настигла смерть от рук членов племени асматов.
Ряд свидетелей заявляли, что видели у папуасов одежду и очки, принадлежавшие Майклу Рокфеллеру. Кроме того, также появилось и объяснение убийства молодого человека со стороны асматов: якобы это была месть голландским властям за убийство пяти аборигенов из племени.
Майкл Рокфеллер в экспедиции в долине Балием, о. Новая Гвинея. 1961 г.
В 1976 году Музей примитивного искусства в Нью-Йорке прекратил свое существование. Однако предметы искусства асматов, собранные Майклом Рокфеллером и Рене Вассингом, в 1979 г. были переданы Нельсоном Рокфеллером в коллекцию Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Сегодня они представлены в крыле имени Майкла Рокфеллера. Деньги на содержание этих залов Нельсон выделил в своем завещании - в память о сыне.
Майклу было всего 23 года. Можно себе вообразить, какой это был удар для его семьи, для родителей, для братьев. Но, как мне кажется, тяжелее всех пришлось его сестре Мэри. Ведь они с Майклом были близнецами.
Мэри Рокфеллер
Экскурсовод кратко рассказала нам о том, как сложилась ее судьба. Я хотела прочитать об этом подробней, но на русском языке не нашла ни одной статьи о ней, да и на английском информация была очень скупой. Но поделюсь тем немногим, что я в итоге узнала и запомнила.
Мэри долго не могла прийти в себя и поверить в то, что Майкла больше нет, хотя она прилетала на поиски брата вместе с отцом. Ей хотелось верить, что он жив, поэтому он мерещился ей повсюду. Она недоумевала, как могли его съесть люди, к которым ее брат относился так тепло и дружелюбно. Поэтому версия, что он утонул, была ей гораздо ближе.
С годами Мэри стала относиться к его смерти немного спокойней. Она часто бывает в Метрополитен музее, в том отделе, где выставлены экспонаты, собранные Майклом.
Разлука со со своим братом настолько повлияла на нее, что она решила посвятить свою жизнь схожей проблеме. Она стала психотерапевтом и работала с близнецами. Вернее, специализировалась на работе с теми из близнецов, кто потерял своего брата или сестру. Мэри помогала им справиться с болью и пережить разлуку со своей половинкой. В частности, после трагедии 9.11 она работала с группой близнецов, чьи братья или сестры погибли во время теракта.
Она написала книгу на эту тему: как пережить смерть близкого человека. Вроде бы даже на обложке использовано фото, где запечатлены они с Майклом.
"Распятие" в память о Майкле
После такого длинного (не смогла написать короче, как ни сокращала) отступления, возвращаемся к витражам.
"Распятие" - это витраж, созданный в память о Майкле. Единственный витраж, который воссоздает сюжет Нового завета.
Никаких пояснений к нему нигде я не нашла, а из рассказа гида запомнила только, что перед распятием на колене стоит сам Майкл. Рядом с ним, в лодке, по-видимому, находится его друг, тот самый Вассинг. В правом верхнем углу изображены все его братья, сестра Мэри и мать. Распятый Иисус символизирует надежду, спасение и искупление.
Витражи на темы Ветхого завета
Семь других боковых стекол представляют разных пророков. Некоторые витражи со временем посвящают памяти других членов этой семьи.
1. Пророк Иоиль.
Кроткий и углубленный Иоиль погружен в религиозную медитацию.
Витраж посвящен памяти Нельсона Рокфеллера.
2. Пророк Иезекииль.
Иезекииль готовится съесть свиток, который ему протягивает посланец неба.
Посвящено памяти Peggy McGrath Rockefeller, жене недавно умершего Дэвида Рокфеллера
3. Пророк Исайя.
К устам Исайи, очищая их, приникает ангел.
Посвящено памяти Ray B. and Nellie C. Walker (не смогла найти ни одного упоминания этих людей в интернете)
4. Пророк Илия.
В слепящем золотом свете Илия возносится в небо на огненной колеснице, запряженной преображенными лошадьми.
Посвящено памяти Lillian T. Bowels and Eunice Turner (не смогла найти, что это за люди)
5. Пророк Даниил
Даниил почти отрывается от земли в своем порыве к Богу.
6. Пророк Иеремия.
Иеремия погружен в глубокую скорбь.
7. Херувим
Этот ансамбль, выполненный для «Единой Церкви» (Union Church), считается самым значительным витражным творением Шагала в США.
Витражных дел мастер
Витражами Шагал начал серьезно заниматься в конце 50-х годов, уже в преклонном возрасте - художнику было 70 лет. Но его не остановила необходимость освоить совершенно новую технику. Повезло художнику и с ассистентом. Его главным помощником стал Шарль Марк, который создал особую технологию нанесения на стекло красящего пигмента. Это позволяло стеклу передавать тончайшие оттенки и цветовые градации. Светящиеся картины Марка Шагала - это уникальные творения, где солнечный свет несет особую роль: проникая сквозь стекло, он заставляет картины играть ярчайшими красками и сотнями разнообразных оттенков.
Именно в этом искусстве наиболее полно выразилась сущность Шагала как одного из самых религиозных и мистичных в своих образах мастеров ХХ века. Сам художник называл витраж «стеклянной перегородкой между своим сердцем и сердцевиной мироздания».
*********************************************************************************************
Этот пост, который изначально должен был быть совсем не большим, в итоге, как часто это у меня бывает, разросся до огромных размеров. Что тут поделать - одна информация тянула за собой другую, мне все было интересно, и эта цепочка не кончалась...
Смею предположить даже, что такого детального и разнообразного материала на эту тему, собранного в одном месте, вряд ли можно найти где-нибудь еще.
Использовались сайты:
http://www.unification.com.au/articles/read/2316/ http://toraart.com/index.php/luchshie-vitrazhi-marka-shagala/ http://www.m-chagall.ru/raboty/vitrazhi/Cerkov-Pokantiko-Khills.html http://chagal-vitebsk.com/node/249 https://www.tourister.ru/responses/id_2295 http://www.vestifinance.ru/articles/51282 wikipedia