Originally posted by
dolboeb at
Медицина против террора: иерусалимский опытПосле сообщений о числе раненных в парижских терактах - самое время рассказать про
доктора Дэвида Якова Галеви Эпплбаума из иерусалимской клиники «Шаарей Цедек».
Родился он в 27 декабря 1952 года в Детройте, штат Мичиган. К 20 годам получил первую степень по психологии, к 22-м - вторую, по биологии. Параллельно 11 лет изучал религиозные законы в Ешиве Бриск в Чикаго, где в 1974 году получил смиху (звание раввина) от своего учителя - знаменитого рава Соловейчика. А после всех этих студий, как какой-нибудь Швейцер, отправился изучать медицину. Диплом получил в Университете Огайо, и там же, в Кливленде, три года проходил специализацию в
клинике Mt Sinai, а в 1981 году уехал с женой и двумя дочерьми в Израиль, где за последующие годы у них родилось ещё четверо детей.
В Иерусалиме доктор Эпплбаум устроился дежурантом в приёмнике больницы «Шаарей Цедек» (на фото), а вскоре возглавил отдел неотложной помощи в службе «Маген Давид Адом». Он был выдающимся организатором израильского здравоохранения, и много всего полезного создал, используя глубокое знание и понимание процессов первичной сортировки больных при поступлении в стационар. В частности, он создал по всей стране сеть медицинских кабинетов «Тэрем», в задачу которых входит срочная амбулаторная диагностика и первая помощь при медицинских проблемах, не требующих госпитализации. Чтобы понять идею, достаточно привести одну цифру: обследование больного в приёмнике любой государственной больницы обходится сегодня в 800 шекелей, а комплекс тех же мероприятий в частном «Тэреме» стоит 200. То есть система капитально разгрузила и больницы, и больничные кассы (оплачивающие помощь для застрахованных), и облегчила жизнь всем тем, кто платит за лечение в Израиле из собственного кармана. Но вспомнил я о докторе Эпплбауме не из-за «Тэрема», а из-за совершенно другой его инициативы, которая сегодняшнему Парижу нужна позарез - а в Москве после «Норд Оста» могла бы спасти десятки жизней заложников.
В иерусалимской больнице «Шаарей Цедек», где он проработал до конца жизни, доктор Эпплбаум создал специализированное подразделение, которое называется Shock and Trauma Unit. Это такой отдельный отсек, примыкающий к приёмному отделению, но имеющий отдельный заезд для доставки больных (на фото), который в обычное время просто пустует: там нет ни врачей, ни пациентов. Но стоит случиться очередному теракту в Иерусалиме или его окрестностях - как в этот блок начинают свозить пострадавших. И там, благодаря модульному устройству всех койко-мест, им могут одновременно выполняться все необходимые процедуры, диагностические и лечебные - от рентгена, УЗИ, забора анализов и переливания крови до операций любой степени сложности. Благодаря планировке помещения, модульное койкоместо позволяет сразу четырём специалистам производить манипуляции над одним больным.
При этом обычный приёмник больницы, расположенный здесь же за железной дверью, продолжает функционировать в обычном режиме, принимая и сортируя плановых больных. Таким образом, теракт не парализует детельность того стационара, куда везут пострадавших, а персонал приёмника, оформляющий и осматривающий плановых больных, не мешает выполнять свою работу хирургам, реаниматологам и другим специалистам по экстренной медицине.
К сожалению, самого доктора Эпплбаума созданная им система экстренной помощи спасти не могла. В сентябре 2003 года он вернулся из США, где читал курс лекций по организации экстренной медицинской помощи, чтобы успеть на свадьбу своей дочери Навы. Вечером накануне торжеств он отправился с дочерью в кафе «Гиллель» на улице Эмек-Рефаим, выпить кофе и побеседовать о жизни. Взрыв, устроенный хамасовским смертником вечером 9 сентября у входа в этот «Гиллель», унёс жизни Дэвида Эпплбаума, его дочери, охранника, вставшего на пути у террориста, и ещё четырёх посетителей кафе. 57 человек с травмами различной степени тяжести «Маген Давид Адом» развёз по иерусалимским клиникам. Взрыв случился в 23:15, а хирурги в Shock and Trauma Unit клиники «Шаарей Цедек» закончили оперировать поступивших туда пациентов около 08:00 следующего утра. И только потом, когда они вышли, размывшись, в приёмник, им рассказали, что жертвами ночного теракта стали доктор Эпплбаум и его 20-летняя дочь.
Иерусалимский опыт Эпплбаума по созданию специализированных блоков экстренной медицины на базе обычных стационаров в последние десятилетия изучается и внедряется в разных странах, по мере того, как там всё чаще сталкиваются с привычным Израилю типом чрезвычайных ситуаций. Свой последний доклад в США, за день до гибели, Эпплбаум сделал в Нью-Йорке на конференции, посвящённой второй годовщине терактов 11 сентября.
Я не очень себе представляю, как организованы службы экстренной медицины в Париже, и как они в эти выходные решают проблемы 352 пациентов, получивших ранения и травмы в ночном теракте. Но думаю, что в нынешних обстоятельствах опыт доктора Эпплбаума стоит изучать не только американцам или французам. Срочная, квалифицированная и эффективная помощь пострадавшим в терактах - не менее важный фактор противодействия международному терроризму, чем силовые меры и политические шаги.