Подходы к изучению культуры

Sep 22, 2009 07:05

Все многообразие подходов к изучению культуры можно свести к двум основным направлениям, отвечающим на вопрос:
Что есть культура? Орудие закабаления человека или же средство его облагораживания, превращения в цивилизованную личность? Вот эти два направления, уходящие корнями в философские традиции XVIII века:
1. Пессимистическое (иррациональное)
2. ..А второе направление автор 1-й главы учебника назвать забыл!! Или не посчитал нужным. Наверное, автор подумал: если первое направление пессимистическое и иррациональное, то второе мы сами должны дотумкать, чисто логически - оптимистическое и рациональное.

Так или иначе, дальше он просто перечисляет разных философов и пр. пейсателей и дает краткую характеристику их учений.

01. Жан-Жак Руссо, французский просветитель - родоначальник пессимистического, иррационального подхода. Рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как высшее благо. Ущербность и вредность культуры видел в частной собственности, которая делает людей неравными, и в существовании абсолютизма - антинародной формы власти. Религия, искусство и наука тоже, по его мнению, зло, т.к. не способствуют равенству среди людей.
- Чего еще ждать от завистливого нищеброда Руссо )
 - Фу, как некрасиво! Великого мыслителя..
- Он мне ужасно не понравился :(( И, между прочим, одно другому не мешает: от того, что он много написал "букаф", он не перестал быть ни нищим, ни завистливым.
- Так что, получается, писать можно только благополучным и материально обеспеченным?
- Нет, конечно, просто при оценке написанного нельзя не учитывать личность автора.
- Почему?
- Потому что тогда становится понятно, почему он это написал.
- ...А какая разница - "почему"? О_о
- Такая: ты читаешь общепризнанно Великого Мыслителя, и все изрекаемые им слова воспринимаются тобой как Великая Истина. А на самом деле, оказывается, это был мелочный завистливый тип, который жил на деньги своих женщин, да еще и поливал их грязью при этом. Ну и как после этого будут  восприниматься его "великие изречения"?
- ...Картинка не очень лицеприятная, но что-то мне в ней не нравится. Так ли уж много мы читали про Руссо и самого Руссо, чтобы такие глобальные выводы делать?
- Не буду я вообще этого альфонса читать.
- А... Ну тогда и не надо высказываться в его адрес. "Не читал, но осуждаю")))
- Я не знаю, может, я не права, но мне  просто противно.   
Литература:
Ж.-Ж.Руссо "Рассуждение о начале и основаниях неравенства"

02. Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ: человек по природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для его порабощения и подавления.
- Рэппер Сява с ним бы согласился... Если б прочитал, наверное) Но прочитать ему не удастся, ибо автор предусмотрительно не указал никаких литературных произведений нехорошего Ницше. Ну и к тому же Ницше, насколько я помню, закончил свои дни в сумасшедшем доме, а потому не может считаться авторитетом в этих вопросах.

03. Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог: подчеркивал, что человек постоянно страдает от противоречий между собственными желаниями и предписывающих определенное поведение нормами культуры. Поэтому его школа культурного психоанализа примыкает к иррациональным теориям культуры.
- Ну, вчера мы правоту дедушки Фрейда ощутили на себе: вместо того, чтобы по плану "изучать Культурологию", мы весь вечер, мягко выражаясь, просидели в сообществе ru_sex_school:) Правда, мы там ничего не писали, не комментировали и вообще не встревали в умные разговоры, но читать - читали, да. Так что вчера я пострадала от противоречий между собственными желаниями)) И культура не перевесила, к сожалению)))
И кстати, первый раз слышу, чтоб психоанализ назвали "школой культурного психоанализа". Наверное, автор хочет нам намекнуть, что где-то есть и школа некультурного психоанализа. Ну так, чтоб мы не ошиблись, если вдруг что.

04. Эрих Фромм (1900-1980), представитель школы психоанализа - пытался соединить фрейдовский психоанализ с марксистской теорией отчуждения.
-О! вот у него и получился некультурный психоанализ, надо полагать. Надо же, как же так: культурный психоанализ с марксистской теорией соединять! А где это он так неприлично их соединил? ...Автор из скромности умолчал, а ми не знаем.

05. О. Шпенглер, немецкий философ - делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры и потому обречена.
Литература:
О. Шпенглер, "Закат Европы".

06. Макс Вебер (1864-1920), немецкий ученый - делает вывод о том, что никакого кризиса западно-европейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые, и прежде всего универсальная рациональность.
Литература:
1) М.Вебер, "Аграрная история древнего мира"
2) М.Вебер, "Хозяйство и общество"
3) М.Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма"
- Внимание! Вот он, первый лучик в царстве пессимизма и иррационализма. Оказывается, все не так уж плохо, господа. Вебера надо почитать.

07. А.Швейцер, философ-гуманист - отмечает упадок и кризис западно-европейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры - возможным. Считает, что культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества.
Литература:
А.Швейцер, "Распад и возрождение культуры"
- А почему тут не вспомнили про марксизм? О_о По марксизму-ленинизму тоже полагалось подчинять интересы личности интересам общества, насколько я помню.. Странно. Но оптимистично так, да.

08. П.А.Сорокин (1889-1968) - создал оригинальную концепцию социологии культуры, повлиявшую на решение проблем типологических исследований культуры.
- Ой, а что так скромненько-то?
-...Ну, значит, больше не заслужил.
- Нет, мне интересно про Сорокина!
-Ну это потом, а то не успеем закончить сейчас.

09. А.Л. Чижевский (1897-1964), русский ученый - рассматривал жизнь человечества в тесной связи с космосом. Создал концепцию, раскрывающую специфику взаимодействия космоса и исторического процесса, идущего на Земле.

10. В.И. Вернадский (1863-1945), русский ученый - создал учение о ноосфере (сфере разума) и ее влиянии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете. Оказал большое воздействие на научные представления о культурном процессе.

11. Карл Ясперс (1883-1969), один из самых ярких представителей экзистенциализма - делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития.  Вводит понятие осевое время.
- Но про осевое время  в следующем посте, потому что объем информации несоразмерно велик по сравнению с предыдущими пунктами.
Литература:
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., Республика, 1994 - С. 22

Ну и еще, оказывается, был один дяденька:
12. А.Тойнби (1889-1975) - вслед за О.Шпенглером развивал теорию культурных циклов, популярную во всей Европе первой половины ХХ века.
- Но его как-то вскользь напоследок упомянули, кагбэ для полного счету. Чтоб ровно дюжина получилась, наверное.
- Ну вот не знаешь, так лучше б промолчала бы, за умную б сошла... Я вчера нечаянно на него наткнулась - "дяденька" был ого-го! 12 томов "Постижения истории" написал...
- ...Мну очень стыдна *покраснела* Я про него потом отдельно напишу.

Ну, repetitio est mater studiorum:

ЛЮДИ:
01. Жан-Жак Руссо
02. Фридрих Ницше
03. Зигмунд Фрейд
04. Эрих Фромм
05. О. Шпенглер
06. Макс Вебер
07. А.Швейцер
08. П.А.Сорокин
09. А.Л.Чижевский
10. В.И.Вернадский
11. Карл Ясперс
12. А.Тойнби

КНИГИ:
01. Ж.-Ж.Руссо "Рассуждение о начале и основаниях неравенства"
02. О. Шпенглер, "Закат Европы"
03. М.Вебер, "Аграрная история древнего мира" 
04. М.Вебер, "Хозяйство и общество"
05. М.Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма"
06. А.Швейцер, "Распад и возрождение культуры"
07. Ясперс К., "Смысл и назначение истории"

подходы к изучению, список литературы, культурология, персоналии, глава 1

Previous post Next post
Up