Все многообразие подходов к изучению культуры можно свести к двум основным направлениям, отвечающим на вопрос:
Что есть культура? Орудие закабаления человека или же средство его облагораживания, превращения в цивилизованную личность? Вот эти два направления, уходящие корнями в философские традиции XVIII века:
1. Пессимистическое (иррациональное)
2. ..А второе направление автор 1-й главы
учебника назвать забыл!! Или не посчитал нужным. Наверное, автор подумал: если первое направление пессимистическое и иррациональное, то второе мы сами должны дотумкать, чисто логически - оптимистическое и рациональное.
Так или иначе, дальше он просто перечисляет разных философов и пр. пейсателей и дает краткую характеристику их учений.
01. Жан-Жак Руссо, французский просветитель - родоначальник пессимистического, иррационального подхода. Рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как высшее благо. Ущербность и вредность культуры видел в частной собственности, которая делает людей неравными, и в существовании абсолютизма - антинародной формы власти. Религия, искусство и наука тоже, по его мнению, зло, т.к. не способствуют равенству среди людей.
- Чего еще ждать от завистливого нищеброда Руссо )
- Фу, как некрасиво! Великого мыслителя..
- Он мне ужасно не понравился :(( И, между прочим, одно другому не мешает: от того, что он много написал "букаф", он не перестал быть ни нищим, ни завистливым.
- Так что, получается, писать можно только благополучным и материально обеспеченным?
- Нет, конечно, просто при оценке написанного нельзя не учитывать личность автора.
- Почему?
- Потому что тогда становится понятно, почему он это написал.
- ...А какая разница - "почему"? О_о
- Такая: ты читаешь общепризнанно Великого Мыслителя, и все изрекаемые им слова воспринимаются тобой как Великая Истина. А на самом деле, оказывается, это был мелочный завистливый тип, который жил на деньги своих женщин, да еще и поливал их грязью при этом. Ну и как после этого будут восприниматься его "великие изречения"?
- ...Картинка не очень лицеприятная, но что-то мне в ней не нравится. Так ли уж много мы читали про Руссо и самого Руссо, чтобы такие глобальные выводы делать?
- Не буду я вообще этого альфонса читать.
- А... Ну тогда и не надо высказываться в его адрес. "Не читал, но осуждаю")))
- Я не знаю, может, я не права, но мне просто противно.
Литература:
Ж.-Ж.Руссо "Рассуждение о начале и основаниях неравенства"
02. Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ: человек по природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для его порабощения и подавления.
- Рэппер Сява с ним бы согласился... Если б прочитал, наверное) Но прочитать ему не удастся, ибо автор предусмотрительно не указал никаких литературных произведений нехорошего Ницше. Ну и к тому же Ницше, насколько я помню, закончил свои дни в сумасшедшем доме, а потому не может считаться авторитетом в этих вопросах.
03. Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог: подчеркивал, что человек постоянно страдает от противоречий между собственными желаниями и предписывающих определенное поведение нормами культуры. Поэтому его школа культурного психоанализа примыкает к иррациональным теориям культуры.
- Ну, вчера мы правоту дедушки Фрейда ощутили на себе: вместо того, чтобы по плану "изучать Культурологию", мы весь вечер, мягко выражаясь, просидели в сообществе
ru_sex_school:) Правда, мы там ничего не писали, не комментировали и вообще не встревали в умные разговоры, но читать - читали, да. Так что вчера я пострадала от противоречий между собственными желаниями)) И культура не перевесила, к сожалению)))
И кстати, первый раз слышу, чтоб психоанализ назвали "школой культурного психоанализа". Наверное, автор хочет нам намекнуть, что где-то есть и школа некультурного психоанализа. Ну так, чтоб мы не ошиблись, если вдруг что.
04. Эрих Фромм (1900-1980), представитель школы психоанализа - пытался соединить фрейдовский психоанализ с марксистской теорией отчуждения.
-О! вот у него и получился некультурный психоанализ, надо полагать. Надо же, как же так: культурный психоанализ с марксистской теорией соединять! А где это он так неприлично их соединил? ...Автор из скромности умолчал, а ми не знаем.
05. О. Шпенглер, немецкий философ - делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры и потому обречена.
Литература:
О. Шпенглер, "Закат Европы".
06. Макс Вебер (1864-1920), немецкий ученый - делает вывод о том, что никакого кризиса западно-европейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые, и прежде всего универсальная рациональность.
Литература:
1) М.Вебер, "Аграрная история древнего мира"
2) М.Вебер, "Хозяйство и общество"
3) М.Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма"
- Внимание! Вот он, первый лучик в царстве пессимизма и иррационализма. Оказывается, все не так уж плохо, господа. Вебера надо почитать.
07. А.Швейцер, философ-гуманист - отмечает упадок и кризис западно-европейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры - возможным. Считает, что культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества.
Литература:
А.Швейцер, "Распад и возрождение культуры"
- А почему тут не вспомнили про марксизм? О_о По марксизму-ленинизму тоже полагалось подчинять интересы личности интересам общества, насколько я помню.. Странно. Но оптимистично так, да.
08. П.А.Сорокин (1889-1968) - создал оригинальную концепцию социологии культуры, повлиявшую на решение проблем типологических исследований культуры.
- Ой, а что так скромненько-то?
-...Ну, значит, больше не заслужил.
- Нет, мне интересно про Сорокина!
-Ну это потом, а то не успеем закончить сейчас.
09. А.Л. Чижевский (1897-1964), русский ученый - рассматривал жизнь человечества в тесной связи с космосом. Создал концепцию, раскрывающую специфику взаимодействия космоса и исторического процесса, идущего на Земле.
10. В.И. Вернадский (1863-1945), русский ученый - создал учение о ноосфере (сфере разума) и ее влиянии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете. Оказал большое воздействие на научные представления о культурном процессе.
11. Карл Ясперс (1883-1969), один из самых ярких представителей экзистенциализма - делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Вводит понятие осевое время.
- Но про осевое время в следующем посте, потому что объем информации несоразмерно велик по сравнению с предыдущими пунктами.
Литература:
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., Республика, 1994 - С. 22
Ну и еще, оказывается, был один дяденька:
12. А.Тойнби (1889-1975) - вслед за О.Шпенглером развивал теорию культурных циклов, популярную во всей Европе первой половины ХХ века.
- Но его как-то вскользь напоследок упомянули, кагбэ для полного счету. Чтоб ровно дюжина получилась, наверное.
- Ну вот не знаешь, так лучше б промолчала бы, за умную б сошла... Я вчера нечаянно на него наткнулась - "дяденька" был ого-го! 12 томов "Постижения истории" написал...
- ...Мну очень стыдна *покраснела* Я про него потом отдельно напишу.
Ну, repetitio est mater studiorum:
ЛЮДИ:
01.
Жан-Жак Руссо02. Фридрих Ницше
03. Зигмунд Фрейд
04. Эрих Фромм
05.
О. Шпенглер 06. Макс Вебер
07. А.Швейцер
08. П.А.Сорокин
09. А.Л.Чижевский
10. В.И.Вернадский
11. Карл Ясперс
12. А.Тойнби
КНИГИ:
01. Ж.-Ж.Руссо "Рассуждение о начале и основаниях неравенства"
02.
О. Шпенглер, "Закат Европы"03. М.Вебер, "Аграрная история древнего мира"
04. М.Вебер, "Хозяйство и общество"
05. М.Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма"
06. А.Швейцер, "Распад и возрождение культуры"
07.
Ясперс К., "Смысл и назначение истории"