Тойнби, Гумилёв и исторические циклы

Nov 02, 2006 20:16

makkawity приводит несколько ссылок на критические статьи о Гумилёве. Из них, пожалуй, наиболее интересна статя Александра Янова, "Учение Льва Гумилёва", резко не согласная с Гумилёвым (заслуженно, хотя к самому Янову можно предъявить не меньше претензий).

Он упоминает в начале о значении Гумилёва в советско-российской историографии:
"где он бросил вызов ( Read more... )

Leave a comment

Comments 16

occuserpens November 3 2006, 02:27:01 UTC
Совершенно непонятно, как идеи Тойнби и Гумилев связаны с нынешней ситуацией - за исключением крайне неприятных ассоциаций с Хантингтоном и неоконами.

Reply

neznaika_nalune November 3 2006, 06:52:21 UTC
Неоконы и Хантигтон - очень различные вещи, даже противоположные

Reply

occuserpens November 4 2006, 04:29:54 UTC
В чем именно эта разница и противоположность состоят - большой-большой секрет...

Reply


off-topic anonymous November 3 2006, 05:07:19 UTC
Here is a theme worth exploring and my sense is that you have the goodies to stick it to the old man. Why is that the Americans as well as Brits do not now how to define "sovest'"? Don't even have a word for it. And how is this related, if at all, to their god fearing mentality and their so pervasive religiosity worn on the sleeve?

Ciao

Reply


kouzdra November 3 2006, 07:28:03 UTC
Идея длинных, "секуларных" исторических циклов - продукт XX века, особенно последних десятилетий

Насколько я понимаю, ее авторство принадлежит Шпенглеру. Дальше уже идут перепевки, причем imho столь же сомнительные, как оригинал. Еще любопытно, что Даниила Андреева не вспоминают - хотя по сути у него практически тоже самое, только в мистической оболочке.

Reply

neznaika_nalune November 3 2006, 17:26:04 UTC
Нет, у Шпенглера это слабо выражено, хотя понятие "цивилизации" и её конечности у него впервые достаточно хорошо описано. "Секулярные циклы" можно скорее отнести к идеям Ибн Халдуна, в европейской историографии это в первой половие 20 века началось, с французских и немецких историков и демографов. У Турчина самая развитая количественная модель, хотя я не совсем согласен.

Reply


ivanov_petrov November 3 2006, 08:29:53 UTC
"длинные пульсации с периодом в 200-300 лет, а иногда и больше, наблюдаются в развитии всех цивилизаций, без исключения"

буду думать... примерно 250, значит. Интересно, к чему это относится...

Reply

neznaika_nalune November 3 2006, 22:05:33 UTC
Вот тут я описывал долгую историю Месопотамии с достаточно выраженными циклами около 250 лет. Такие можно найти и в других местах:
http://neznaika-nalune.livejournal.com/182675.html

Reply

ivanov_petrov November 4 2006, 06:16:44 UTC
хотел спросить, не совпадают ли эти циклы в разных регионах - то есть не всемирные ли они, или вразнобой по каждой стране, но, почитав, понял. что - вразнобой... и это, кажется, не то, что я имел в виду. М-да... А в недавней европейской истории прослеживаются 250-летние циклы?

Reply

neznaika_nalune November 5 2006, 03:18:14 UTC
Да, в западноевропейской истории можно выделить 300-летние циклы ( ... )

Reply


Еще на ту же тему oohoo November 3 2006, 13:40:31 UTC
Свежая попытка примирить Гумилева с Тойнби на основе Юнга "Государство и Традиция"

Reply

Re: Еще на ту же тему neznaika_nalune November 3 2006, 17:27:37 UTC
Спасибо, интересная ссылка. Я не понял это кто автор?

Reply

Re: Еще на ту же тему oohoo November 3 2006, 17:37:09 UTC
Я тоже не понял. В конце есть "Правила обсуждения", где автор предлагает создать в ЖЖ ассоциацию анонимных аналитиков :) в смысле философов, поэтому скрывается под ником. Судя по обложке и инфо в ЖЖ lll_amor, книга все же напечатана в оффлайне. Вряд ли анонимно, но гугление не помогает.
Короче еще какой-то перельман, озабоченный приватностью.

Reply


Leave a comment

Up