Ну вот, созрела, наконец, до большого поста о своей поездке в Краков.
Итак, передо мной стояла задача весьма бюджетно (ибо за свои деньги) съездить на конференцию во вторую столицу Польши. Поэтому все пути передвижения, ночёвки и бла-бла-бла были подчинены тому, чтобы "за минимум денег - максимум удобств". В итоге вышло так, что я была в Кракове 4 дня (3 ночёвки), ещё день бродила по Варшаве. И потратила на это удовольствие около 170 тысяч белорусских рублей (имеется в виду дорога от Бреста до Кракова, 3 ночи в хостеле, питание - хотя на него, если честно, времени особо не было). Если бы не некоторые факторы (которых у вас, весьма вероятно, нет), эта сумма была бы порядка 220-230 тысяч. А если прибавить экскурсии, то зашло бы под 300.
Но обо всём по порядку.
О польских железных дорогах
Путешествовала я поездом. Так как требовалось потратить минимум, ехала поездами TLK - Tanie Linii Kolejowe. (Для справки - в Польше есть несколько железнодорожных компаний) Выехала из Бреста на Тересполь вечерней электричкой, в Тересполе купила билет до Кракова на ночной поезд. Здесь следует остановиться подробнее.
Во-первых, расписание поездов лучше уточнять заранее на сайте rozklad-pkp.pl. Во-вторых, билет TLK даёт право путешествовать на выбранной направлении в течение двух суток. То есть на билете прописывается маршрут - например, Тересполь-Луков-Седльце-Варшава-Радом-Кельце-Краков. И я могу ехать по этому маршруту на протяжении сегодняшнего дня и следующих суток. Если контролёр в течение этого времени обнаружит меня на любом участке указанного маршрута, это будет ОК. Единственное условие - ездить нужно в поездах той компании, которая указана на билете (в моём случае - TLK), и в том классе, за который заплатил (в моём случае - 2). Пересадки допускаются. В моём случае я делала пересадку в Варшаве, ибо прямого сообщения Тересполь-Краков не было. Есть возможность за дополнительные деньги выкупить плацкарту - мейсцувку. На некоторые поезда без неё билетов не продают, но моих TLK это правило не касалось.
TLK - это своего рода электричка, только более комфортная. Проводников нет, есть кондукторы, которые время от времени ходят и проверяют билеты. За ночь меня будили в среднем 2 разных кондуктора. Насколько я поняла, они тоже едут в поезде, но до определённых станций.
В-третьих, немного о самих поездах. Представьте купейный вагон с прозрачными дверями и стенками в коридор. Теперь мысленно выкиньте все полки и поствавьте с обеих сторон узкие диванчики. Ну вот, примерно так выглядит стандарное купе польского поезда TLK. В 1 классе в купе садится 6 человек, во 2-ом - 8 (бывают ещё вагоны с лежачими местами, но стоят они дороже).
В-четвёртых, учтите: Вы можете не доехать до места назначения. Польские поезда могут расцепляться, перецепляться. Так что лучше уточнить, в какой вагон садиться, чтобы точно попасть туда, куда нужно. Моё счастье, что на обратном пути в Тересполь я села в ближайший к локомотиву вагон. Ибо из что-то около 5-8 вагонов, которые стояли на Варшаве Всходней, до восточной границы Польши доехало всего 3.
В-пятых, если планируете пересадку, помните: по Польше ездит много "паровозиков из Ромашково". Нет, не просто много, а ОЧЕНЬ много. Я ехала на 4 поездах. Вовремя пришёл только 1. Причём опоздание было не чисто символическим (5-10 минут), а добрые 20-30. Как минимум. На обратном пути из Кракова я просидела на вокзале до 3 часов ночи. А выехать должна была в 12. Как выяснилось позже, поезд ехал из Закопанего, а там по дороге кого-то сбил. Приехал прокурор, было разбирательство. А мы сидели на вокзале и пили чай с какой-то милой полькой из Радома, почём кляня польскую железную дорогу.
В общем, выехали мы из Кракова почти в 3 ночи. Я подсчитала, что на Варшаве Центральной буду в 7.30. Поставила будильник на 7 и завалилась спать (во время моих поездок народу было немного). Проснулась от яркого солнечного света. Схватилась за телефон. 8.02!!!! Я проехала Варшаву и еду в Белосток, а мне надо в Тересполь. Какого? Что делать? Гляжу за окно - большие здания, поезд ускоряется... Что делать? Тут поезд начинает потихоньку тормозить. Гляжу на вывеску - Варшава Заходня. На участке Краков-Варшава он умудрился потерять ещё минут 20, что меня и спасло.
В-шестых, я, конечно, экстремалка. Ибо ночные TLK считаются, мягко говоря, не самым безопасным местом, особенно для одинокой девушки. Если путешествуете вдвоём, то как-то спокойней. Но если приходится это делать в одиночку, подсаживайтесь в купе к женщинам. Или, на худой конец, посмотрите, кто едет в соседнем купе. Чтобы если что, упаси Бог случится, звать на помощь. Я, слава Богу, съездила без происшествий, чего и вам желаю.
Об остальном напишу в следующий раз.