Summerhill

Apr 06, 2009 23:21


У меня в школьном возрасте просто не хватило бы воображения, чтобы придумать такую школу, как Саммерхилл.

Идея, положенная в основу:
“Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отмените власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его возвысить. Не заставляйте его делать что бы то ни было”.

Волей человека, написавшего эти слова, была создана школа-интернат, в которой детей не заставляли даже ходить на занятия. Вообще. Одной девочке, пришедшей в Саммерхилл из монастырской школы (Саммерхилл был создан в начале двадцатого века), понадобилось три (!) года, чтобы захотеть учиться. Но ведь захотела!

“Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться”.

По утверждениям управителей школы, дети в ней взрослеют гораздо раньше, а для взрослой жизни выбирают профессию, которая делает их счастливыми. Они могут не выучить того, чего учить не хотят - например, не научатся грамотно писать или нормально считать. Ну и зачем нужны эти знания, если человек и без них станет довольным жизнью поваром или шофером?

Именно это, как я понимаю, и является одной из основных претензий к школе. Она не "тянет учеников вверх". Парень, который мог бы, предположительно, стать хорошим физиком, если бы его заставили позаниматься в свое время, становится шофером.

Или более "конкретная" проблема: девочка, которая не ходила на занятия по английскому, т.к. на разговорном уровне ей вполне хватало своих знаний, потом имеет большие сложности с поступлением в университет, потому что не может сдать грамматику.

Идеологи и руководители школы говорят: если парню нужно в этой жизни стать физиком, если он на это способен и это занятие может сделать его счастливым - он им и станет. А девочка найдет в себе силы выучить то, что требуют на экзаменах в университет, и это будет ее собственное взвешенное решение.

Я вот думаю: вряд ли у человека есть одно заложенное призвание - стать или физиком, или шофером. Он может быть счастливым в обоих вариантах. И, предоставленный сам себе, вполне вероятно, выберет путь наименьшего сопротивления.

Плюс мне кажется абсолютно нереальным вырастить ребенка с младенческого возраста, ни к чему его не принуждая и никак не направляя, давая ему возможность всегда самому решать, что делать. Это привлекательно звучит в теории, но на практике, мне кажется, совершенно нереально.

Но сам факт многолетнего существования Саммерхилла, действующая модель нетрадиционного воспитания счастливого человека, меня безмерно удивляет и восхищает.

Ссылка на сайт школы - вверху поста. Основные принципы работы и ответы на спорные вопросы - тут (английский).

счастье, жизнь, воспитание, дети

Previous post Next post
Up