Apr 15, 2014 12:11
А как, собственно, складывается учеба у ребенка, не посещающего школу?
Начну с самого главного в любой деятельности - с цели. Учить чему и для чего?
Целей тут, фактически, целый букет. Начиная с формальной - сдать школьную программу и получить аттестат (в последнее время, впрочем, я все чаще задумываюсь о бессмысленности этого), заканчивая самой глобальной и основополагающей - получить достаточно знаний и умений, чтобы не пропасть в этой жизни, а, более того, выжить и обеспечить выживание зависимым от тебя (старым родителям и малым детям) в как можно более широком диапазоне условий жизни. Еще хотелось бы провести эту жизнь не «как белка в колесе», делая карьеру и зарабатывая деньги для удовлетворения бессмысленных сформированных-навязанных больным обществом потребностей. Иметь возможность и способность радоваться красоте этого мира, и самому привносить в него добро и красоту.
В этом плане для меня эталоном является дворянское образование. Всестороннее гармоничное развитие ребенка через личностный контакт с образованными и порядочными людьми, интересными, неординарными личностями. Я не сторонница семейного образования - когда мама учит всему. При этом я категорическая противница школы - поскольку там практически невозможен личностный контакт с учителем.
Роль мамы - заложить основы мировоззрения и нравственности. В верующих семьях - религиозное воспитание. Постоянное отслеживание душевного состояния ребенка и помощь ему в духовном росте - правильно разрешить конфликт, объяснить непонятное, помочь устоять перед искушением. Еще роль мамы - преподать ребенку свой любимый предмет, рукоделие, может, даже профессию - у кого что, к чему душа лежит.
Следует учитывать, что у большинства мам, которые задумываются вообще об отказе от сада и школы, детей много. Надо, чтоб мамы на всех хватило.
Остальное - привлекаем репетиторов, обращая особое внимание на их выбор. Но это - программа-максимум, идеальный вариант, который не всем доступен в силу материальных соображений.
Даже если маме придется, надрываясь, объяснять ребенку школьную программу, или он сам будет во всем разбираться с помощью родителей, родственников или эпизодических консультаций - это, на мой взгляд - все равно будет на порядок лучше школы. Потому что у ребенка будет самое главное - Дом. Именно эта территория будет для него ориентиром, а не школа. Посещение кружков - это совсем не то, что школа - место, где ребенок постоянно проводит очень большую часть жизни. Отминусуйте время сна - и поймете соотношение. А количество, как известно, рано или поздно переходит в качество.
Ребенок должен быть домашним, а не школьным. (Помню, в советское время нас учили считать, что школа - это второй дом. В современном мире, правда, напрашивается другая ассоциация - Дом-2 ☺)
Практика в нашей семье представляет собой смесь всех трех источников - мама - иностранные языки, природоведение, история, вязание, огород; кружки - шахматы, резьба по дереву, рисование;
Репетиторы - русский, математика, музыка (флейта, фортепьяно), компьютерный дизайн.
Финансовый вопрос, к сожалению, не позволяет развернуться, как хотелось бы - в идеале хочу серьезные занятия вокалом, гитарой, увеличить рисование за счет частных уроков.
Теперь практический совет - как найти хороших и недорогих репетиторов. Во-первых, не стесняйтесь торговаться. Зачастую репетиторы заявляют сумму в час, а после переговоров соглашаются заниматься за эту же сумму два часа. А по музыке у меня вообще двое детей один за другим занимаются, что тоже для репетитора выгодно.
Во-вторых, обращайте внимание на «нетрудоспособные» категории - пенсионеров и мам в декрете. Многие мамы охотно и недорого позанимаются с вашим ребенком, если они будут иметь возможность прийти к вам со своим малышом и время от времени на него отвлекаться в процессе урока.
О конкретных результатах образования напишу в следующий раз, и так слишком длинно получилось.
домашнее обучение,
дети,
воспитание человека