Когда и как начинать систематическое обучение

Sep 25, 2014 13:12

Анализируя свой и чужой опыт, могу сказать, что принятая у нас традиция - начинать серьезную систематическую учебу с 7 лет - не самая хорошая идея.
Оба моих ребенка-школьника сдали аттестации за первый класс, когда им еще не исполнилось 7 лет. Причем сдали очень хорошо, не еле- еле, а если бы ставили оценки, то на пятерки.
Учиться они начали, когда им исполнилось 4 года. Естественно, обучение шло с учетом возрастных особенностей. Игралочка и Ступеньки Петерсон, занятия с логопедом, разные детские прописи, раскраски, обводилки. Выучили буквы, начали читать слоги, потом слова по букварю Жуковой. С 4 лет, а у сына даже с трех, начались регулярные занятия музыкой (индивидуально) и рисованием. Еще шахматы и бисер. Лет в 5 уже читали по слогам, читать в свое удовольствие толстые книги дочь начала в 6, сын - в 6,5.
Ближе к 6 годам начали систематизировать и углублять знания в рамках программы первого класса. Прописи, потом русский язык. Математика с решением задач и оформлением.
Еще занимались спортом, но часто меняли эти занятия по разным причинам.
Ранним развитием не занимались. Разве что книжки вслух читала.
Времени все эти занятия отнимали не так уж и много. Но - они были регулярными. Чтение, письмо, математика - лучше каждый день по чуть-чуть. От 15 минут и больше, смотря по желанию ребенка. У нас это не всегда выдерживалось, иногда были и перерывы.
Индивидуальные и групповые занятия с преподавателями длились от 45 минут до 2 часов по 60 минут. Без особых перерывов, ну разве что логопед в середине своего двухчасового занятия чаем поила. Проблем с высиживанием по полтора часа и вообще с дисциплиной на шахматах и рисовании не было. Если нормальный преподаватель, то ребенку интересно, и он будет сидеть и заниматься, не отвлекаясь и не балуясь. В прошлом году в нашей мини-группе рисовала 4-летняя девочка, дочка знакомой, она вполне себе справлялась и выдерживала два акад.часа, в этом году ей уже 5, и она без проблем сидит на шахматах по два акад.часа вместе с младшими школьниками.
К чему я все это говорю? Надо верить в своих детей. И учить их преодолевать трудности. Потому что когда они увидят свои результаты, почувствуют, как они растут и развиваются во всех отношениях, как с каждым днем возрастают их знания и силы, прибавляются новые умения - им это, во-первых, доставит массу удовольствия, во-вторых, сформирует много полезных для всей дальнейшей жизни установок и привычек.
Да, все занятия должны быть по выбору ребенка. Мы предалагаем, ребенок решает.
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
Прежде всего почистить от мусора информационное пространство. Если в доме постоянно работает телевизор или радио, у ребенка просто может быть перегруз информацией.
Иногда надо и надавить. Но тут надо очень хорошо чувствовать ситуацию, чтобы не навредить. В чем причина нежелания? Банальная лень, страх, что не справится (здесь как раз подходит вариант "надавить"). Проблемы со здоровьем? Не сложился контакт с преподавателем? Понял, что это "не его"? (я обычно устанавливаю срок - месяц посещения занятий, тогда уже четко видно, подходит или нет)
Кстати, недавно прочитала в какой-то книжке, что русских царей начинали обучать как раз с 4 лет. 

домашнее обучение, дети, воспитание человека

Previous post Next post
Up