...внутрь которого не заходил, кажется, с институтских времен (как сейчас помню - водил на "Жизель" в КДС симпатичную мне однокурсницу).
Целью была выбрана выставка "Сокровищница Медичи" в Одностолпной Палате Патриаршего Дворца, а уже на кассах обнаружил, что по соседству - в Успенской звоннице - работает схожая по духу экспозиция "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела". Да, я люблю всякие блестючие цацки! :)
Зашел вначале к Медичи. Из полумрака выступают, красиво подсвечены, редкие старые вещи, непонятно как избежавшие разрушений, переплавки, выковыривания камней из оправ.
Несколько портретов членов династии, расцветшей из простолюдинов в главных банкиров Европы, влиявшей временами на всю западноевропейскую политику, запустившей на полную мощность механизм Ренессанса как культурного течения и бережно его поддерживавшей - меня не оставляло впечатление болезненной измученности на лицах. Насколько я помню историю - со временем семейство полностью выродилось и род прервался полностью.
Изящные кубки и чаши с изогнутыми ручками-змейками, несколько украшений на основе крупных бесформенных жемчужин, не растерявших еще за прошедшие столетия своего блеска, много резьбы по камню: работы современников Медичи соседствуют с подлинными антиками и неискушенному глазу сложно определить, какой из предметов старше соседа на полтора тысячелетия. Много очень тонкой мозаики (естественно, флорентийской).
Отдельно отмечу подробные текстовые описания и то, что можно сесть прямо на выставке в уголке и посмотреть фильм о большинстве экспонатов и их истории.
Фаберже - это подманка зрителя на брэнд, на само деле большинство экспонатов изготовлено другими мастерами ( преимущественно - современниками и последователями). Однако смотрятся их работы ничуть не хуже, а сама выставка за счет этого разнообразия получилась намного интереснее, чем если бы посетителей обрекли гулять среди распиаренных яиц.
Конечно, очень много натурального кича. Красиво-дорого-бохато! Если Медичи коллекционировали, то Романовы "обставлялись". Все сделано из дорогих камней высшего качества тщательным приложением филигранной работы. Лубочные аллегорические изображения государств-участников Первой мировой войны. Пасхальные яйца - натуральные киндер-сюрпризы: откроешь, а внутри миниатюрная копия корабля - ну не круто такой подарок на Пасху получить?!.
Слоники. Зайчики. Рыбки. Собачки. Сейчас в любой хендмэйдной или сувенирной лавке такие же (внешне) продаются. Ну, почти такие, разница становится видна, когда присмотришься: у выставочных глазки бриллиантовые или рубиновые, да и материал, из которого они сделаны - не стекло и пластмасса, а поделочные или полудрагоценные камни. Золото, серебро, платина, бриллианты, рубины, аметисты. Каменные горки. Поставить в шкаф и любоваться.
Много предметов быта. Рукояти зонтов, спичечницы, письменные приборы. Эскизы. Всего очень много, все разноцветное и все очень тонко и тщательно проработано. И все очень "домашнее", несмотря на золото-камушки...
Мне почему-то понравилась больше всего оригинальная пряжка из трех треугольников и букет цветов с яркими камнями работы Позье (это еще екатерининские времена, кажется - ода из самых старых вещей на выставке). А еще мысленно разделил громкое восхищение одной из посетительниц миниатюрными стебельками с гроздьями каменных ягод вековой давности, "стоящих" - словно в воде - в вазочках горного хрусталя.
Что зацепило за душу на обеих выставках - практически все предметы, включая картины, ощущались как живые вещи. Когда пересказывал одной из приятельниц, живущей далеко от столицы, свои впечатления по скайпу, то долго пытался сам для себя определить, что означают для меня понятия "живая" вещь и "мертвая" вещь. Сформулирую так - когда предмет "жив", он не воспринимается как мусор, не вызывает отторжения, к нему хочется прикоснуться, взять в руки, поднести ближе к глазам, рассмотреть, воспользоваться по назначению или просто подержать в руках. И еще добавлю: для меня все "живые" вещи смотрятся ярче, как будто сами светятся, и воспринимаются цельно, а "мертвые" - производят впечатление безнадежно сломанных, утративших смысл и содержание, тусклых и пыльных (вне зависимости от того, как они подсвечены) кусков хлама.
Ссылки почитать про эти выставки:
1. Медичи:
http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67253/http://www.kommersant.ru/doc/1629200http://www.kreml.ru/ru/exhibition/Kremlin/index.php?id_4=327http://www.mk.ru/social/megacity/article/2011/05/20/590924-medichi-zanyali-kreml.html2. Фаберже
http://www.kreml.ru/ru/exhibition/Kremlin/?id_4=325http://www.rg.ru/2011/04/06/faberge-anons.html А вообще в Кремле мне понравилось гулять - было на удивление тихо и как-то просторно (площадь между соборами вообще показалась огромной, несмотря на группки туристов, снующие туда-сюда). Очень чисто, густо ароматно цветущие сирень с черемухой. И полицейский на каждом углу.
Ну и отдельно не могу не заметить, что советская практика "из трех окон работает одно" в кассах Музея Московского Кремля процветает до сих пор. При этом, пока разберешься сколько и за что надо платить, да по какому графику открывается и закрывается для посечения часть музеев - мозг вскипит. Поэтому любой потенциальный посетитель начинает расспрашивать единственную кассиршу, она ему неторопливо отвечает, он думает перед принятием решения и добро еще если это не иностранец... Вот убей, не пойму, отчего не поставить там (и в метро) многоязычные терминалы автоматизированной продажи билетов. Мне повезло - я простоял в очереди "всего" 20 минут, а за мной выстроился огромный "хвост". Кто соберется сходить - советую приходить часам к 10 - народу поменьше. Кассы у Кутафьей башни и ниже - в Александровском саду.
upd. Оказывается, у Карла Фаберже сегодня День Рождения
интересные посты по этому поводу:
http://olga74ru.livejournal.com/76924.htmlhttp://il-ducess.livejournal.com/226962.htmlинджой!