ранний Сорокин - виртуознейший стилист, так точно,
сеанс магии с последующим её разоблачением,
эффект создаётся, как вы верно отметили, за счёт сползания в другое концептуальное измерение, в результате чего безобидное, на первый взгляд, мерное и монотонное дундундение виолончелью внезапно ударяется оземь, хлопотливо оборачивается в какого-нибудь мужичка, грассирующего "Il faut le battre le fer, le broyer, le petrir...", и начинается трэш, апогей демонстрации приёма,
в чём эффект? в вероломном нападении авторского текста на читателя,
сильный удар сзади, во времени нет зазора для осознания перемены,
резкое переключение режимов с "убаюкивание" на "катастрофу" приводит читателя в состояние эмоционального коллапса, оцепенения от понимания свершившейся непоправимой беды
...
анекдот в тему:
- Помнишь, такой музончик слышали, прям, мля, четкий, в начале тихо, а потом как начнёт е..ашить?
- 2-й фортепьянный концерт Рахманинова?
- Да - да, он!
...
что-то похожее есть в джойсовском Улиссе, по крайней мере, дважды: микро-триллер "открытка с соболезнованиями" (эпизод 12) и история Герти Макдауэлл (эпизод 13)
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий