В первый раз мне попалось на глаза упоминание этого фильма весной,
в журнале Анжелы , и я ещё удивилась совпадению: надо же какое кино сняли, прямо по теме... И тут же начисто забыла о нем: было не до фильмов. Но через месяц у
morreth я снова наткнулась на "тему": впечатления после просмотра фильма со странным названием "Константин",
вот здесь. В местном видеомагазинчике на мой вопрос "что говорят люди о Константине, стОит это смотреть или нет?" мне сказали, что мнения разделились 50 на 50. Тогда я взяла диск…
"!!!…" - сказала я, засмотрев…
"Не слишком ли много совпадений?" (© Рошфор)
Нет, рецензии не будет - слишком много эмоций для "рецензии".
Это правда, что ляпов там - немеряно. Но иногда бывает, что покупаешь пластинку из-за одной песни. И целый фильм можно полюбить за несколько метких фраз.
- Но я же верю!
- Не-ет, ты не веришь… Ты - ЗНАЕШЬ. Ты видел.
Этот фильм стал символом для меня, как и
"Ночной Дозор" в прошлом году. Символом сопротивления. Вот почему меня не задевает ни дурная теология Константина, (а точнее - сбрендившего ангела, которого в конце отстраняют от должности), ни двусмысленная политика "дозоров"… Меня на удивление мало волнует, что в данном случае хотел сказать автор - имеют значение только свои, личные ассоциации, эмоциональные зацепки, "совпадения".
- Спасибо, что просветили меня. Но я не верю в дьявола.
- Напрасно. Он-то в вас верит.
… Потому что, наперекор всем проповедям любителей попарить мозги на тему этического релятивизма, правда о невозможности компромисса с Тьмой пробивается сквозь все рефлексии Антона Городецкого, сквозь все сомнения Константина, сквозь декадентское убеждение нашего времени в том, что непримиримое противостояние Добра и Зла, война между ними до победного конца - это какой-то устаревший примитив . Потому что, как сказал
elentir вот здесь, вопреки замыслу авторов,
"Вывод, к которому подвели Бекмамбетов и Лукьяненко - это не двойственность мира и не отсутствие этического абсолюта. Вывод - нельзя заключить договор с Тьмой и остаться чистым. Потому что
"идеи Света не обесцениваются из-за поведения Светлых так же, как идеи Тьмы не обеляются двоемыслием ее противников. И ещё: "Сказано - силы равны. Но даже когда силы врага превосходящи, _ТАКИЕ_ войны ведут до конца. Потому что нечисть не должна существовать, даже лицензированная"
ППКС.
А потому - я тащусь и от "Константина", и от "Ночного Дозора", и от "Властелина Колец", какие бы порой нелепости не вклеивали в эти фильмы их создатели.
Кстати, пафос толкиновской трилогии до меня в полной мере дошел только теперь. Раньше я воспринимала LOTR отстраненно-эстетически: текст задумчив и красив, - и как бы отдавая дань уважения любимой команде: если уж у "Blind Guardian" добрая половина песен - по мотивам Толкина,- значит, в этом что-то есть… А теперь я понимаю, почему именно история Хранителя и его друзей стала культовой в нашем "секуляризованном мире"… Когда "в кромешном дыму не виден рай", и Враг тебе не по силам - вот тогда только и остается "делать что должно", потому что больше от тебя уже ничего не зависит… Какой смысл загадывать на завтра, если завтра может не быть?
I'll keep the ring for the sorrow
I'll keep the ring till I die
And there's no way out Mordor!
(Blind Guardian)
…Но Джон Константин - не единственный герой этого романа. У Анджелы тоже - "дар". Впустить это безумие в свою жизнь? Да ни за что! Захлопнуть дверь и больше ничего не знать, не чувствовать, не видеть, ЗАБЫТЬ… Ещё бы - только законченные энергуи со снесенной ураганом крышей жаждут контактов с "невидимым миром", не понимая, насколько это недетская игра.
- Обратной дороги не будет. Ты видишь их - они видят тебя.
Впрочем, не все так мрачно в жизни экзорцистов :)
- Демон на небесах! Хотел бы я на это посмотреть!..
morreth посмеялась над этой сценой как над догматической нелепостью, а мне сразу вспомнился Гнусик, попавший "в смертоносную атмосферу Сердца Небес", и я от души повеселилась, представив себе на месте принудительно спасаемого демона кое-кого из нетоварисчей, которые просто-таки спят и видят транспарант "Входящие, оставьте упованья", и наивно полагают, что там их будут встречать с цветами и бабами на танках - ага, щаз!..
Вот чего не понимаю - что хорошего в Питере Стормаре в роли сатаны. Не впечатлил.
Финал, не побоюсь этого слова, жизненный. В отличие от того же "Хеллбоя", который просто комикс: там действие совершенно фантастично, "так не бывает". А вот "Константин" со всеми его недостатками - про то, что вполне себе бывает, с поправкой на проявленность вовне и спецэффекты, естественно. И, как это бывает - когда надеяться больше не на что, разве только на то, что через оставшееся хватит сил пройти достойно - тебе возвращают жизнь… Но эта жизнь уже совсем не похожа на прежнюю. Это второй шанс.
Что до ада… Ведь не Бог "санкционирует ад" и определяет туда своих детей.
morreth выразилась очень метко: "в проклятые можешь перевести себя только ты сам". Я скажу по-другому: будут ли люди "попадать в ад" - зависит и от меня. И Константин понял это. И принял свой путь -
Во имя Света, как бы он не искажался в ограниченных пространством и временем умах, как бы не преломлялся в покрытых пылью и грязью зеркалах.
In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti.
Экслеру спасибо за концептуальный кадр, ну а вместо полутора литров снобизьма, которыми он, по своему обыкновению, сдобрил свои "субъективные заметки", уж лучше почитать хотя бы вот это:
http://www.kinokadr.ru/articles/2005/03/28/constantine.shtmlhttp://www.kinokadr.ru/articles/2005/03/28/constantine.shtml?commentlist