Воронеж - очень красивый город. Много парков, исторических зданий, мест для отдыха и прогулок. Всё это досталось в наследство. Сейчас появилась возможность приумножить красоту Воронежа, преобразить город, сделать его лучше.
На развитие города выделяются деньги, реализуются программы благоустройства, реконструкции. Есть хорошие примеры: новый парк Алые паруса, Центральный парк, он же Динамо, парк Арена.
Но часто бывает и так: хотели как лучше, получилось только хуже.
Улицы обносят противопешеходными заборами, пешеходные переходы ликвидируют, тротуары отдают под парковки. Всё это ухудшает пешеходную среду. Интересы пешеходов приносятся в жертву ради интересов автомобилистов.
Сказывается недостаток знаний и практики развития городской среды. Действует советское мышление, а советские нормы к сегодняшним условиям неприменимы. В результате, страдают горожане.
Пора использовать современный подход к развитию городов, решению проблем городской среды. Пока Россия переживала развал СССР, в остальном мире учёные спокойно изучали города, проводили исследования, отрабатывали методики. Сейчас они далеко впереди. Это хорошо для нас, так как мы можем брать лучшие решения, доказавшие свою эффективность, и внедрять, с поправкой на местные условия.
Главный принцип проектирования качественной городской среды - правильные приоритеты. В таком порядке:
1. Пешеход
2. Велосипед
3. Общественный транспорт
4. Движущиеся автомобили
5. Стоящие автомобили
В настоящее время в Воронеже автомобили имеют больший приоритет, чем пешеходы и общественный транспорт. Отсюда проистекают все проблемы.
Непродуманное стремление угодить автомобилистам приводит к коллапсу транспортной системы и угнетению пешеходов. Всё делается для того, чтобы предоставить автомобилям наилучшие условия, пешеходы страдают, а пробок становится только больше.
В Москве, столкнувшись с теми же проблемами, осознали необходимость изменить приоритеты. Поставили пешеходов и общественный транспорт в приоритет над автомобилями. Сейчас в Москве реконструируются улицы по принципу удобства для пешеходов, создаются общественные пространства, пешеходные зоны. Реализуется проект платной парковки. Вводятся разумные ограничения для автомобилей. В итоге, в Москве стало меньше пробок. Департамент транспорта Москвы взял на вооружение современную науку о городах и добился успеха. Воронеж мог бы сделать так же.
Если поставить интересы пешехода на первое место, то все типичные для Воронежа проблемы можно решить.
Примеры:
1. Множество мест, где тротуар слишком узкий, проход затруднён: следует расширить тротуар и устранить препятствия. Люди смогут нормально идти по тротуару.
2. Тротуары заставлены машинами, эвакуаторы и ГИБДД не способны справиться с массовыми нарушениями. Нужно защитить тротуары с помощью столбиков. Так делают во всём мире. В том числе и кое-где в Воронеже, но, к сожалению, у нас это единичные случаи.
3. Лужи, разбитый тротуар - такие места можно выявлять с помощью общественного контроля. Можно составить карту проблемных мест, возможно, даже запустить мобильное приложение. Важно, чтобы эти сигналы учитывались администрацией города, и все дефекты устранялись.
4. Строителей, выполняющих благоустройство, контролируют плохо. Иначе, как можно объяснить, например, забор, перегородивший переход? Это не единичный случай. Хорошо бы привлечь общественные организации к приёмке работ. Общественники дорожат своей репутацией и брака не допустят.
5. В Воронеже есть множество мест, формально считающихся благоустроенными, но по факту недружелюбных к человеку. Это, как правило, пустынные участки, используемые в лучшем случае под парковку. Приложив небольшие усилия, из таких мест можно сделать общественные пространства, приятные места для отдыха и прогулок.
Чтобы не тратить деньги зря, можно сначала делать временное благоустройство, из недолговечных дешёвых материалов, смотреть на получившийся результат, получать обратную связь от горожан. Корректировать проект и уже с уверенностью делать его «набело».
Самый острый вопрос на пешеходной повестке дня - это переходы.
Надеясь избавиться от пробок, городские власти ликвидируют один пешеходный переход за другим. Пробок от этого меньше не становится, а положение пешеходов ухудшается драматически. За отсутствием удобных, безопасных, достаточно часто расположенных переходов, люди вынуждены перебегать проезжую часть в неположенном месте.
Примеры: у торгового центра «Галерея Чижова» убрали переход, теперь пешеходы перебегают там дорогу на месте бывшего перехода. У автовокзала, убрали зебру, поставили надземный переход, перегородили забором - а люди всё равно обходят забор по земле, в нарушение правил. Потому что подниматься на надземный переход долго и тяжело. Всё это ожидаемо ведёт к страшным авариям и трагедиям, люди гибнут под колёсами.
Избежать этого можно только одним способом - делать удобные и безопасные наземные переходы. Если располагать их достаточно часто, то необходимость переходить в неположенном месте отпадёт сама собой. На переходах через дороги с более чем одной полосой в любом из направлений, установить светофоры.
Вопреки опасениям, к ухудшению транспортной ситуации это не приведёт. То, что якобы переходы и светофоры создают пробки - это лишь распространённый обывательский миф. Этот миф давно был опровергнут современной транспортной наукой. На самом деле, пробки возникают от слишком большого количества машин. Больше машин - больше пробок.
Как сделать пешеходный переход удобным и безопасным?
1. Располагать их достаточно часто. Опираясь в расчётах не на устаревшие советские нормативы, а на современные исследования. То есть, в среднем через каждые 100 - 150 метров.
2. Оборудовать светофорами переходы через дороги, имеющие более одной полосы в любом направлении. Таких переходов в Воронеже много. Даже ГОСТ предписывает устанавливать на них светофоры, при достаточном потоке машин. На сегодняшний день в Воронеже, увы, сложилась практика убирать переходы вместо установки светофоров.
3. Сузить полосы до необходимой ширины. За счёт сужения полос сократится длина перехода, пешеходы будут быстрее переходить дорогу. Водители будут инстинктивно снижать скорость в местах сужения полос, а значит, будут более внимательными.
4. Как минимум, следует отдать пешеходам парковочную полосу: на переходе и за пять метров до него парковка запрещена. Если расширить в этом тротуар, переход станет намного удобнее и безопаснее.
5. Следует везде, где это возможно, применять островки безопасности. В настоящее время в Воронеже это редкость. Это сильно помогло бы обезопасить переходы.
Для второстепенных дорог, где установка светофоров необязательна, можно применять следующие меры:
1. Специальное шумовое покрытие - брусчатка или шумовые полосы. Оно создаёт шум и вибрацию, заставляя водителя снизить скорость и сконцентрировать внимание.
2. Приподнятые переходы. Переход поднимается в один уровень с тротуаром. Таким образом, пешеход идёт по ровной поверхности, а автомобилист перекатывается через переход, чувствуя, что вторгается в пешеходное пространство. Это заставляет водителя не только снизить скорость, но и быть вежливым, уступить дорогу пешеходу.
3. Шиканы - искусственное искривление дороги. Дорога виляет влево-вправо, по ней не разгонишься. Водителю приходится сбрасывать скорость и быть внимательным.
Все эти простые организационные меры обезопасят дороги лучше любых дорожных знаков, постов ГИБДД и камер.
Если серьёзно заняться улучшением качества пешеходной среды, это позволит:
повысить комфорт и качество жизни горожан;
повысить туристическую привлекательность города;
улучшить безопасность жителей;
улучшить экологию;
активизировать жителей на более тесное социальное взаимодействие;
повысить доходы малого бизнеса, расположенного на первых этажах вдоль улиц.