Начало было
здесь.
А потом был концерт.
На манеже были не лошади, а сцена с оркестром и дирижёром. Ну и публика, разумеется.
Mischa Maisky Violoncello
Orchestra Ensemble Kanazawa
Kazuki Yamada Dirigent
Tomohiro Moriyama Spacy für Orchester (UA)
Peter Tschaikowsky Nocturne op. 19 Nr. 4
Max Bruch Kol Nidrei op. 47
Peter Tschaikowsky Rokoko-Variationen op. 33
Ludwig van Beethoven Sinfonie Nr. 2 D-Dur op. 36
Нет, правда, если бы это был бы кто-нибудь другой, а не Миша Майский, я бы нашла в сети какую-нибудь фотографию, похожую на одну из лошадок и написала бы: "... а потом на манеж вышел..."
Но по отношению к Мише я никогда себе такого не позволю.
***
Миша играл, как демон, рвл струны, волос смычка, страстно, но нежно, к сожалению не всегда очень чисто, и всё было в рамках ожидаемого, концерт в целом был неплохой.
Один раз я даже умудрилась покрыться гусиной кожей от звука его виолончели, в хорошем смысле, конечно.
От фальшивых нот я обычно сжимаюсь и хочу бежать прочь, но вчера их было не так уж много.
Бруха он "зажал" и не сыграл, возможно не успел прорепетировать с японским оркестром?
Кстати, об оркестре, в котором кроме азиатских, были и европейского вида музыканты.
Первый раз в жизни слушала японский оркестр live. Описать невозможно. Стиль совершенно другой, не похож ни на что, слышанное мной раньше. Играют безупречно, нельзя сказать, что без души, вышколены-выдрессированы до перфекционизма. Но оркестр звучит, как "компьютерная" музыка.
Как "почти" настоящее яблоко, сделанное из пластика или папье-маше.
Смотришь - хочется укусить, берёшь в руки - мёртвое.
Удивительный эффект, с которым я никогда не сталкивалась.
***
Личность сама по себе, независимо от того, какой вклад в искусство она внесла, в принципе для меня важнее, чем её вклад в искусство.
Например, я не люблю Льва Николаевича не за его литературный стиль, а за его лживую манеру проповедовать другим не то, что проповедовалось себе лично.
Таких примеров много.
Майский для меня - виолончелист, которого я могу иногда послушать, но не буду бежать на его концерт, как я бегала на Растроповича.
Но судьба Миши Майского в беспределе 70-х, в аду, называемом СССР-ом, даже просто одна-единственная деталь его биографии,
биографии, которую ему пытались сломать - достаточное условие, чтобы выдать ему бесконечный абонемент моего сердца.
Да, только Ростроповичу я была обязана тем "ага!-моментом", когда понимаешь, что такое медиум.
Никто из виолончелистов, как бы прекрасно они не играли, какой бы идеальной техникой не обладали, не достиг такого эффекта, как Ростропович.
Когда ОН играл "Рококо", я слышала, как его виолончель говорила: "Садитесь, дети, и слушайте, я расскажу вам, что такое жизнь."
И мир вокруг переставал существовать, расплывался.
Оставался только этот старый волшебник из сказки, который обещал, что будет больно и сладко, и что всё закончится хорошо.
И он - единственный, кому я могла бы простить несовершенство личности.
***
Если у вас есть знакомые, живущие в Кливленд, Огайо, регулярно посещающие концерты классической музыки - спросите у них, они подтвердят, в Кливлендском Северанс Холл живёт маленький призрак Миши Майского.
С ним я боролась все 2,5 года.
Живя в Штатах, мы с мужем очень часто ходили на концерты - Кливлендский оркестр, гастроли всемирных знаменитостей и пр.
И, в большинстве случаев, в толпе, пришедшей на концерт, передо мной быстро появлялся и совершенно внезапно исчезал маленький мужчина с печально-семитскими глазами, лицом Исуса, с усами, седой бородкой и седой кудрявой шевелюрой.
И каждый раз с неожиданным криком "это Миша Майский!" я бросала моего испуганного, остолбеневшего мужа и неслась за этим призраком, чтобы посмотреть - ОН или НЕ ОН.
У нас уже появилась такая традиция - погоня за призраком Миши (да-да, иногда мой муж думает, что я сумасшедшая, ну и что?), как один раз мы вдвоём оказались с этим типчиком нос к носу в толпе поклонников музыки. Я была к этому совершенно не готова, так же как и мой муж.
Призраки должны оставаться призраками, а тут перед нами (обоими, заметьте!) стоял маленький Майский гномик и не мог сдвинуться с места. Потому что мы оба, онемевшие, с выпученными глазами и открытыми ртами, пялились на него в ужасе, не говоря ни слова. И, загораживая ему дорогу, мешая пройти, стояли и хлопали глазами, а потом как по команде сказали "нет, это не он", посмотрели друг на друга, радостно заржали и пошли дальше.
Уж надеюсь, что ему после этого не пришлось регулярно посещать психолога, чтобы "переработать" эту встречу с двумя чокнутыми европейцами.
А нечего носить такую шевелюру и делать такие печальные еврейские глаза!
Надо быть как все, и к психологу не понадобится ходить. Вот так вот.