Очень интересная мысль про азиатов, хорошо играющих на скрипке (комментарий в прошлом посте). Но кто такие в целом известные музыканты-"азиаты", задумалась я? Несколько имён.
Скрипач Дайсин Касимото - японец, родившийся в Англии, учившийся в Нью-Йорке и в Германии, у Брона. Мать - музыкант. Концертмейстер, первая скрипка в Берлинских Филармониках, прекрасный, очень "тонкий" музыкант.
Виолончелист Йо-Йо Ма, китаец, родился в Париже, учился в Нью-Йорке, родители музыканты. Музыкант, который всегда был хорош, а с возрастом становится всё глубже.
Пианист Ланг Ланг, которого я раньше вообще не понимала и называла Мяу Мяу за его нарцистические оргазменные кривляния, отражающиеся на игре и её восприятии. Но он очень изменился, прекратил изображать лицом чуйства бабочек, занимающихся сексом в процессе полёта и стал прекрасным зрелым музыкантом. Китаец, отец музыкант. Учился в детстве в Пекине, в юности в Филаделфии у Граффмана (ученик Венгеровой). Тому, кто отучил его делать пируэты с выстрелом во время игры, я лично очень благодарна, теперь слушаю его с удовольствием.
Китайская пианистка Юйцзя Ван - родилась в Пекине, в детстве училась в Пекине, в юности в Канаде и Филадельфии (у Граффмана, см. выше Ланг Ланг), отец музыкант.
О ней у каждого своё мнение. Одни редуцируют её до коротких блестящих платьев и высоких каблуков, другие считают её чудом природы. Я её очень уважаю за постоянность - не про каждого музыканта можно такое сказать. У всех бывают плохие дни, плохие начала концерта и т. д. У неё же я ни разу не слышала слабых моментов, она всегда играет на максимуме, без слабостей - признак высокого профессионализма. Машина, в положительном смысле, такую ментальную силу в этом теле маленькой птички можно только уважать.
Ну и моя личная катастрофа этой недели))), о которой я писала в последнем посте - Сон-Чжин Чо, кореец, родился в Сеуле. Учился в Сеуле. Потом в Париже. Про родителей не знаю, но, кажется, не музыканты. Видимо, произвёл большое впечатление на многих, но не на меня/нас (и в нашем ряду соседи были очень разочарованы)... Механическое пианино, как интерпретация Бетховена. Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.
***
И, если уж начала про музыку и звучание. Концертгебау - мой любимый концертный зал из-за акустики. Построен по принципу нового Гевандхауза в Ляйпциге, 1884года, ставшего прообразом и для других известных залов, пострадавшего во время войны.
Это как с хорошим скромным скрипачом, который играет хорошо, но робко, пока ему не дать в руки Страдивари. Вдруг проступает неслыханная раньше глубина и янтарная красота звука, появляется уверенность в игре, скрипка начинает петь в его руках и ведёт его за собой. Конечно я не имею в виду, что Концертгебау-оркестр играет робко и неуверенно, наоборот, очень сильный оркестр (только духовиков я лично не очень люблю, но это мои прибамбасы). Я слышала их в других зданиях - да, хорошо, но не так, как в их зале. Не хочется испускaть розовые пузыри, но словами это не описать. Акустика зала настолько волшебная, что звучание - просто наслаждение. В программе был Вебер, "Вольный стрелок" - отдельная тема - но, от этой акустики у меня аж кожа на коленках дыбом стояла, гусиная кожа волнами сверху вниз и снизу вверх.))) Очень красиво, немного ретро, романтично, но ясно. Симфония Брамса - мечта, а не звучание. Мы потом немного обсуждали, кто как что воспринял и когда я сказала, что слышала Гамбург в музыке Брамса, то стало как-то задумчиво тихо вокруг.))) Не знаю, услышала бы я так в другом концертном здании, не помню. Я её слушала и в исполнении Берлинских Филармоников, в Берлине, но такого не было.