Одноввременно

May 27, 2010 12:03



29 мая в помещении выставки "Искусство как практики солидарности" в Европейском Университете (Гагаринская, 3),
остоится обнародование крафт-книги Романа Осминкина "Товарищ-вещь"
(голос: Роман Осминкин,
левая акустика: Антон Командиров (гитара)

Кроме автора в вечере примут участие
редакторы серии Павел Арсеньев и Кирилл Медведев,
а также выступит группа "Аркадий Коц"

Начало в 20.00.

Подробнее об этом и других мероприятиях редсовета "Транслит".

29 мая в книжном магазине "Фаланстер" (Малый Гнездниковский переулок, дом 12/27, стр.3. Вход в арке) состоится
презентация Художественного журнала [# 75-76 / "О ТОСКЕ"]

На протяжении многих лет "Художественный журнал" сохраняет за собой статус ведущего интеллектуального издания, посвященного анализу актуальных проблем современного искусства и критической теории. <<ХЖ>> сформировал вокруг себя уже не одно поколение интеллектуалов, ту дискурсивную среду, которая обозначает основные симптомы, тенденции и контексты бытования современного искусства и культуры. Благодаря установке на коллективную работу, каждый раз, журналу удается схватить повестку дня, через фокус которой выстраивается основная тема номера и ее рубрики. Впервые за многие годы мы проводим публичное обсуждение нового номера <<Художественного Журнала>>.

В презентации и обсуждении номера примут участие члены редакционного
совета, постоянные авторы ХЖ:
Мария Чехонадских, редактор ХЖ, теоретик, 
Кети Чухров, философ, поэт 
Стас Шурипа, художник, автор текстов по современному искусству
Алексей Пензин, философ
Илья Будрайтскис, историк, культурный и политический активист
Андрей Паршиков, куратор
Дмитрий Потемкин, философ


Тема настоящего номера должна показаться неожиданной, даже неуместной. В контексте, присущих "Художественному журналу" тематических формулировок -- несравненно более строгих, с социологической и культурологической претензией, она должна казаться слишком вольной, лишенной теоретического статуса. Не очевидна в ней и обычно присущая "ХЖ" претензия на постановку актуальной проблематики. "Тоска" отсылает скорее к тематике литературы и искусства позапрошлого ХIХ века.

Однако очевидная тенденция современной культуры, радикальной и политически сфокусированной - это особое внимание к антропологической
проблематике. Характерно, что последняя Стамбульская биеннале называлась "Чем люди живы" (М. Скотини "Неокапитализм и ретерриториализация").
Объяснение же этой тенденции может быть найдено в аналогии с опытом позапрошлого века: "С точки зрения ... самой структуры исторического момента мы неожиданно ... возвращаемся к реальности XIX века, временам, когда капитализму еще не был брошен серьезный вызовов, а французская революция казалась важнейшим событием в истории эмансипации, подавленным чиновничье-буржуазной реакцией. С тем отличием, что вместо французской революции нашей непосредственной предысторией оказывается 1917 год, а также вся серия освободительных прорывов прошлого столетия, которые теперь погребены под волнами самоотрицания, реакций и реставраций, образующими композицию нашего настоящего, его "прозаическое существование". В нем разочарование и скепсис постепенно сменяются тоской". (А. Пензин "Формирование новых политических субъективностей: между "тоской" и изобретением общей жизни").

Более того, в условиях современного т.н. постиндустриального, постфордистского общества ужас и тоска становятся субстанциональным
повседневным переживанием -- не личным, а всеобщим. И если раньше "тоска, меланхолия, скука, печаль, грусть... уединяли, то сегодня они наоборот оказываются объединяющей политической силой" (Д. Атлас, Д. Потемкин "Социализм тоски"). А потому вдумчивый ответственный художник не может сегодня игнорировать тоску, ведь "сегодняшний момент печали, нойки сердца есть также и счастливый момент истины" (Е. Кошелев "На счастье тоскующих").

Косвенным подтверждением тому является нынешний коммерческо-репрезентативный мейнстрим, так старательно обходящий этот
"момент истины". Он делает ставку на "художественный оптимизм", но при этом все его старания оборачиваются тем, что, "в последние годы мы все чаще слышим ламентации, что современное искусство скучно" (Н. Алексеев "Тоска по скуке?"). И все потому, что "современное креативное производство осуществляется формально, отчужденно, без сердца, боли, любви, иронии или отвращения". Упрек можно бросить и некоторым проявлениям искусства политического активизма, которое, ссылаясь на "художников авангарда отказывается от проникновения в эмоциональную структуру события". Верность  тоске как моменту истины требует от искусства "смычки между политическими процессами и жизнью человека-художника" (Кети Чухров "Когда производство становится искусством").

Ответом на этот призыв является практика некоторых современных художников, "работающих с документацией реального, транслирующих опыт
каждого отдельного художника каждому отдельному зрителю, добиваясь от него эмоционального и интеллектуального участия в прямом диалоге". Для этого они обращаются к "нарративу,... рассказывая зрителю историю, которая сможет затронуть его эмоциональное, личное начало". Практику этих художников нам предлагают определять как "критическую сентиментальность" (Андрей Паршиков "Воспитание чувств или критическая сентиментальность").

Начало в 20.00.
Previous post Next post
Up