«Атлант» в тени «Мрии»

Nov 28, 2017 15:55

Наверное, абсолютно все из вас, даже те, кто не особо интересуется историей авиации и космонавтики, видели уже ставшие каноническими фото «Мрии» с «Бураном» на спине. Это уже как символ. Символ былой мощи, символ ушедшей эпохи. Но при том, что Ан-225 «Мрия» специально создавался для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран», к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант», и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.




ВМ-Т «Атлант» (он же 3М-Т, «3М, транспортный») - тяжёлый транспортный самолёт ОКБ Мясищева. Является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено три самолёта, один передали для испытаний в ЦАГИ.

Применялся для транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов. На обоих «Атлантах» в 1980-х годах совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран». За специфический внешний вид - присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине - ВМ-Т получил название «летающая бочка». (Хотя правильнее было бы этот самолёт назвать «летающим бочковозом».)

Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» - с куйбышевского аэродрома Безымянка. Агрегаты загружались на самолёт c помощью специального подъёмно-козлового устройства.

Ниже представлены фото, отсканированные мной из книги «Многоразовая космическая система «Энергия-Буран». М.: НПП «ОмВ-Луч», 2004. Обратите внимание, что в книге используется обозначение самолета именно ЗМ-Т, а не ВМ-Т, я не стал менять подписи к фотографиям.

Установка ОК «Буран» на самолет ЗМ-Т, ЭМЗ им. В.М. Мясищева:


Перегрузочное устройство на посадочном комплексе ОК «Буран», площадка 251. Разработано и смонтировано Минмонтажспецстроем СССР:

Транспортировка ОК «Буран» на космодром Байконур:


Самолет ЗМ-Т «Атлант». Первый испытательный полет самолета ЗМ-Т с водородным баком РН «Энергия» состоялся 6 января 1982 года:


Транспортировка бака водорода блока Ц ракеты-носителя «Энергия» на самолете ЗМ-Т:


Транспортировка составных частей блока Ц (диаметр 7,7 метра) самолетом ЗМ-Т на космодром Байконур. Бак горючего:

Бак окислителя и каркасные отсеки:


Транспортировка бака окислителя РН «Энергия»:


image Click to view



Погрузка ОК «Буран» на самолет Ан-225 «Мрия», Байконур:

ОК «Буран» на подъемно-установочном агрегате ПУА-100:


Самолет АН-225 «Мрия» с ОК «Буран». Первый испытательный полет АН-225 «Мрия» совершил 21 декабря 1988 г., первый полет с ОК «Буран» - 13 мая 1989 года:

Испытательный полет самолета АН-225 «Мрия» с ОК «Буран»:


Напомню, что свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года, за месяц до первого полета «Мрии»:


В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в посёлке Дягилево в Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок. Ещё один самолёт находится в городе Жуковском на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

В 2013, 2015 и 2017 годах ВМ-Т был представлен на статической экспозиции Московского международного авиакосмического салона (МАКС).

Ваш покорный слуга видел ВМ-Т на МАКС-2005 и 2013:




К слову, в США для транспортировки космических челноков с 1977 по 2011 год использовался самолет Boeing 747SCA, созданный путём глубокой модификации Boeing 747-100:


космос, Буран, это интересно, Ан-225, википедия, СССР, АНТОНОВ, авіація

Previous post Next post
Up