В качестве музейных экспонатов на территории Украины осталось два Ту-142, которые можно увидеть в Государственном музее авиации Украины (г. Киев) и Луганском авиационно-технический музее. Предлагаю заглянуть в кабину киевского экспоната...
Внутрь пускали по 8 человек. Пришлось выстоять в очереди 35 минут:
Ту-142 (по кодификации НАТО: Bear-F) - советский и российский дальний противолодочный самолёт. Первый полет состоялся 18 июня 1968 года.
Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения атомных подлодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за ПЛАРБ.
Ту-142МЗ (Bear-F Mod 4) был принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Всего было произведено около 100 единиц Ту-142 в различных модификациях.
На входе нас встречает самое важное место в самолете:
Экипаж Ту-142МЗ состоит из командира корабля, помощника командира (правого лётчика), штурмана корабля (штурмана по боевому применению), штурмана-оператора, штурмана-навигатора, бортинженера, оператора бортовых средств связи (БСС), двух операторов РГП, оператора кормовой огневой установки (КОУ). Имеются ещё два рабочих места для штурмана-инструктора и бортинженера-инструктора.
Место командира корабля:
Кнопки флюгирования винтов:
Это не пушка, а штанга дозаправки в воздухе. Дальность полёта самолета 12 000 км. С дозаправкой топливом в полете дальность увеличивается на 2 000 км:
Место помощника командира (правого лётчика):
Место штурмана:
Черный ящик:
Место бортинженера (за вторым пилотом):
Приборы двигателей:
Рычаги управления двигателем:
Место оператора бортовых средств связи (за командиром корабля):
Справа - ключ для передачи данных азбукой Морзе:
Левая панель автомата защиты сети:
В эту часть я так и не добрался. Здесь, я так понимаю, находятся места штурмана-оператора, штурмана-навигатора и двух операторов РГП и мини-кухня. Посредине - лаз для оператора кормовой огневой установки
Click to view
Еще желающие попасть внутрь. Белая полусфера у них над головой - обтекатель РЛС кругового обзора:
НК-12, самый мощный серийный турбовинтоврй двигателем в мире, разработанный Самарским научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова. Похожие стоят на Ан-22, Ту-95, Ту-114, Ту-126 и экраноплане «Орлёнок»:
Сверху на киле - обтекатель антенны магнитометра «Ладога»:
25.09.2015. Государственный музей авиации, г. Киев.