Ее часто можно видеть возле станции метро «Третьяковская». Впрочем, таких как она много возле любой станции метро. Бронзовое одутловатое лицо, царапина под глазом, траурный маникюр. Мы уже приучились пробегать мимо, не замечая ее. Но иногда вдруг бросится в глаза нелепый, страшный на этом больном лице, яркий макияж: красный распяленный рот, небесно-голубые тени. Она любит украшать себя пестрыми нелепыми аксессуарами, грязноватыми цветными шарфиками. Она точно помнит, что она - женщина. Мы же смотрим на нее со смешанным чувством жалости и отвращения. Принцесса помойки, алкоголичка, подзаборное существо…
Она не хочет лечиться, ей хорошо там, в алкогольном тумане. Ее тело разрушено, ее мозг уже почти умер.
Читаем...
Я часто вижу ее в переходе возле станции метро «Третьяковская». Мы учились в одной школе, я помню ее нарядной старшеклассницей. Она носит кольцо из розовых стекляшек, празднично сияющее на грязных отекших пальцах и постоянно бубнит одну и ту же фразу. «Мелочи не будет, 2 рубля?» Она шла в этот переход 15 лет. Ее уже почти невозможно спасти.
Не узнаете себя? Конечно, нет. Она - безусловно, не мы. Себя в ней узнать невозможно, нелепо даже предположить, что нормальный человек может докатиться до такого? Тем более - женщина? Но:
То, что происходит с ней сейчас характеризуется врачами как
Третья стадия алкоголизма.
Закономерный финал многолетнего злоупотребления алкоголем. Стадия деградации и расплаты за попустительство. Тяжелый абстинентный синдром, запои, алкогольное поражение печени и других органов, эпилептические припадки, алкогольные психозы, расстройства памяти, энцефалопатия, полиневриты, слабоумие, высокая смертность. Это не любитель, тем более не профессионал, это развалина. Не только лучшие годы безвозвратно потеряны, но, пожалуй, и вся жизнь.
А если вот так:
Олеся рывком вскочила с постели: сколько времени?!! Будильник показывал четыре. Так, быстро сообразить - четыре чего? Утра? Вечера? За окном светло - значит, день. Но, Господи, какой день?!!!
Через 5 минут Олеся сообразила, что день, конечно, выходной, иначе не стала бы она так … расслабляться с вечера.
Черт! Черт!! Черт!!! Совершенно невозможно вспомнить как она попала домой! На полу возле кровати валялись заляпанные грязью туфли, тут же были разбросаны кольца и сережки, в углу комнаты сиротливым клубочком обнялись колготки с трусами. Ну, это ладно, это подберем-уберем. Но где же, черт побери она вчера закончила вечер?!! И почему так болит левая рука?
Оторвать голову от подушки невозможно… Так, перевернемся на другой бок. Спать-спать-спать…
Нет, ну какое спать!!! Суббота или воскресенье? Если суббота - тогда да, тогда - спать. А если воскресенье? Срочно открыть глаза! Мобильник, где мобильник, блин, могильник!!! На дисплее точно написано - день, число, месяц, год… Год я и сама помню.
Так, вроде суббота. ОК, тогда .. А что тогда? Мужа надо же на вокзале встречать! А, черт с ним, сам доберется..
ЧЕТЫРЕ ЧАСА ДНЯ. НАДО ВСТАТЬ! ХОТЬ ГЛАЗА ПРОМЫТЬ!
Не-ет, ну не-ееет же, еще 15 минут. Внутренний голос скулил настойчиво, спорить с ним не представлялось возможным. Все тело пульсировало в каком-то странном ритме. ДЫШАТЬ! Боже, как же тут душно - открыл бы кто-нибудь балкон!
Какие идиоты рассказывали, что похмелье - это когда хочется пить, или голова болит? Не-еет, елы-палы, похмелье это - тошнота. Всепоглощающая, от ступней до кончиков волос… мутная, качающая тошнота. И дрожь: в глазах, в мозгах. Да-да, во всех мозгах: в спинном, в головном, в костном, наверняка тоже…
Ну, ты, заткнись, юмористка... Дрожь у нее в костном мозге.
Так, встали. Коридор, тубзик, зеркало…
Из зеркала смотрели розовые, совершенно бессмысленные глаза, под которыми растекались серые пятна раскисшей туши.
Здрассьсе, уважаемая Олеся Викторовна! Начальник департамента, как его, маа-ма! забыла слово… Начальник, короче, департамента и все.
Божж-же! Как же так вышло-то?... Ведь хороший же коньяк пили. Все! Больше - ни-ни! Ни капли в рот, только вот снять это жуткое похмелье. О, шампусик в холодильнике!
Так, от-крываем! М-м, холодненький. Наливаем, вы-пи-ваем… Хорошо! Чем закусим? А ничем! Шампанское - напиток королев и кинозвезд!
А в этом портрете нет ли знакомых черточек? Не болела ли голова «после вчерашнего», не тянуло ли выпить глоточек пивка, чтобы снять эту ужасную тошноту? Не случались ли с вами «перерывы в биографии», когда начало вечера помнится отчетливо, а вот окончание…
С точки зрения медицины это
Вторая стадия алкоголизма
К симптомам первой стадии присоединяется основной признак алкоголизма - абстинентный синдром. В не очень тяжелых случаях алкоголик способен терпеть “отходняк” до вечера и поправляет здоровье только после работы. Следующий этап зависимости наступает, когда до вечера алкоголик дотерпеть уже не может и опохмеляется в обеденный перерыв. В дальнейшем и до обеда терпеть больше нет сил, и опохмеление происходит с утра, причем со временем все раньше и раньше. Опохмеление ранним утром или еще ночью указывает на переход алкоголизма в запойную стадию. Неизбежны проблемы в семье, на работе (если и то, и другое еще не потеряно). Жизнь идет под откос, становится неконтролируемой, но признаться в этом самому себе страшно. Алкоголь занимает основное место в сознании, без спиртного жизнь кажется бессмысленной. Семья, дети, работа и все остальное уходят на второй план. Одни пьют почти постоянно, другие - с перерывами, но в обоих случаях болезнь прогрессирует, так как остановить естественное течение алкоголизма может только окончательная трезвость. На этой стадии бросают пить или делают попытки бросить часто, потому что наступает усталость и здоровье уже не то.
Кстати, о шампанском и коньяке, о королевах подиума и кинозвездах:
Бетти Форд, Лайза Минелли, Элизабет Тейлор, Эдит Пиаф, Кейт Мосс, Мэрилин Монро, Кортни Лав, Анджелина Джоли, Наоми Кэмпбел, Дрю Бэрримор, Наталья Андрейченко, Валентина Серова, Марианна Вертинская, Валентина Малявина…
Их мы хорошо знаем в лицо. Они имели или имеют проблемы с алкоголем. Это не те женщины, что валяются под забором, но болезнь грубо вторглась и в их жизнь.
- Ну что, по коктейлю?
- Ага, я «джин-тоник» буду - от него запаха вообще никакого. Мой, когда я «джин-тоник» пью вообще никогда не замечает!
- А он что, тебя обнюхивает?
- Ой, да что-то я как стала здесь работать - мы ж чуть не каждый день по баночке-то выпиваем… Ну, он и начал напрягаться: ты, говорит, пятый год здесь работаешь и через день «под газом». А нюхать-то начал после того, как мы 23 февраля отметили тогда в офисе. Это когда я еще на столе эротические танцы-то устроила! Блин, я сама-то ни черта не помню, а мой как раз в этот момент и зашел! Ох, он мне устроил День защитника отечества! Аж до 8 марта хватило!
- Да ладно, ты разве пьешь? Мы же так, по чуть-чуть - напряжение снять после работы! А в праздник-то - ну с кем не бывает?!
- Вот и я говорю - у меня что, дома что ли бардак? Нет, все убрано, наготовлено, сам не знает, чего хочет! Ну, давай, что ли? Жвачку-то взяла, запах потом отбить?
Как часто с вами случается ситуация «по пивку» или «по коктейлю» после работы? А в праздники не бывало ли, что вы намеревались выпить бокал-другой вина, а потом как-то так получалось, что выпита уже бутылка, и вообще окончание вечеринки как-то не отчетливо помнится? Доктора говорят, что это
Первая стадия алкоголизма
Человек увлекается спиртным, но пить не умеет. Испытывая влечение к алкоголю, пьет не к месту и не знает меры. В состоянии опьянения способен наломать дров. Это называется утратой ситуационного и количественного контроля. Самочувствие на следующий день удовлетворительное, потребности в опохмелении пока нет. Появляются амнезии. Это еще не профессионал, но уже любитель высокого разряда. На этой стадии пить, как правило, не бросают, так как здоровья пока хватает. Первая стадия продолжается несколько лет, переход во вторую почти неотвратим.
Как же распознать ту тонкую грань, что отделяет цивилизованное употребление алкоголя от начинающейся зависимости?
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ БОЛЕЗНИ:
1. Утрата нормального рвотного рефлекса. Всякий здоровый человек, выпивший сверх нормы, бежит «обнимать белого друга». Если с полбутылки вина уже не тошнит - толерантность к алкоголю повышена! Стоит задуматься.
2. Потеря количественного контроля. Вот так пьешь-пьешь и, незаметно для себя, напиваешься. И хотелось-то бокал-другой. А получилось… как всегда. Стоит серьезно задуматься.
3. Похмельный синдром. Ой-ой! Голова болит, тошнит, руки дрожат, в голове туман какой-то! Говорит о том, что болезнь сформирована.
4. Запойное состояние. Вот, допустим, Новый год. И 1 января, и 2, а там и Рождество, и Старый Новый год. И вообще - праздник каждый день! Между прочим, когда пьют 2 дня подряд - это уже запойное состояние. Говорит о том, что болезнь расцвела пышным цветом.
5. Толерантность упала. Это уже третья стадия. Печень развалилась и для достижения опьяняющего эффекта требуется очень небольшое количество алкоголя. Задумываться уже нечем.
ПЬЮЩАЯ МАТЬ - ГОРЕ В СЕМЬЕ.
Самый вредоносный путь воздействия алкоголя на потомство - прямое его действие на зародышевую клетку. Когда человек находится в алкогольном опьянении, все клетки его организма оказываются насыщенными этиловым ядом, в том числе и зародышевые клетки, из которых при слиянии мужской и женской клеток зарождается плод. Поврежденные алкоголем зародышевые клетки обусловливают начало дегенерации. Отрицательное влияние алкоголя на потомство начинается задолго до рождения ребенка. Изучение влияния алкоголя на потомство было начато в позапрошлом веке. Известный психиатр Морель, проследив за четырьмя поколениями больных хроническим алкоголизмом, выяснил, что это заболевание способствует вырождению.
В первом поколении он обнаружил нравственную испорченность, приверженность к алкоголю; во втором - обычное пьянство; в третьем - ипохондрию, меланхолию, самоубийство; в четвертом поколении умственную отсталость, идиотизм, бесплодие и другие аномалии. Доказано, что каждый шестой ребенок, зачатый родителями пьяницами, рождается мертвым.