Originally published at
«Новости Карелии - Альтернатива». You can comment here or
there.
В минувшую пятницу Союз коммунистов Карелии «Альтернатива» провел круглый стол по итогам муниципальных выборов в Карелии, в котором приняли участие члены организации и ее сторонники
«Избирательная кампания, - писал Ленин в 1912 году, подводя итоги выборов в четвертую Государственную думу, - потому представляет выдающийся интерес для всякого сознательного политического деятеля, что она дает объективный материал по вопросу о взглядах, настроениях, а следовательно, и интересах различных классов общества. Выборы… дают политическую статистику. Разумеется, эта статистика бывает хорошая (при всеобщем и прочем избирательном праве), бывает и дурная (выборы в наш, извините за выражение, парламент)… Но за всеми этими оговорками остается несомненным, что выборы дают материал объективный. Проверка субъективных пожеланий, настроений, взглядов с учетом голосования масс населения, принадлежащих к разным классам, всегда должна быть ценна».
Что показали выборы 8 сентября? Как подчеркнул во вступительном слове Александр Степанов, один из выводов, пусть для нас и не очень оптимистичных, заключается в крайне низкой политической активности населения. При этом если раньше самая низкая активность на выборах чаще всего фиксировалась в Петрозаводске, то теперь не отстает и большинство районов. Например, в относительно политизированной Сегеже, где активно действуют отделения «ЕР», КПРФ и «Справедливой России» явка составила всего 17 процентов! При этом побеждают единороссы, такие как бывшая депутат ЗС РК Наталья Петриляйнен, за отзыв которой несколько лет назад выступала вся сегежская общественность (она голосовала за отмену республиканского закона о ветеранах). Несмотря на сложную ситуацию в Кондопоге, и там представители партии, чья политика довела ЦБК до кризиса, в большинстве горсовета. Лишь в нескольких районах оппозиционные партии смогли добиться успеха, но сейчас он ставится под вопрос мощнейшим административным давлением. Ведь без четкой идеологии люди легко перебегают в «ЕдРо».
В некоторых районах, например в Кеми, в выборах участвовали представители общественности из неформальных протестных групп, но в большинстве своем они проиграли.
Если говорить о Петрозаводске, то необходимо отметить, что «протестное голосование» сыграло лишь второстепенную роль. Во-первых, настоящее протестное голосование - это не менее 30-40 процентов явки, как на выборах в Госдуму. Во-вторых, при протестном голосовании значительная часть голосов «размазывается» среди нескольких кандидатов. В нашем случае все, кто работал, в том числе на протест, были отброшены на 3-5 процентов, а победил малоизвестный кандидат с невнятной программой. И в третьих, многие прекрасно знают возможности полевых структур бизнесмена В. Попова. Например, одни из лучших показателей Г. Ширшиной - на избирательном участке, расположенном на Птицефабрике. Явка в полтора раза выше средней - 38 процентов и 54 процента за нее. Как говорится, комментарии излишни. То есть, по приблизительным подсчетам, протестными на этих выборах можно считать голоса не более 20 тысяч человек, а это всего 10 процентов от общего числа избирателей.
Данный тезис поддержала и Вера Герасимова: сильного политического протеста на сегодняшний день в Петрозаводске нет, есть личностный протест. Многие представители интеллигенции голосовали после снятия Слабунову, не задумываясь, эмоционально. «Этим снятием нам плюнули в лицо». При этом люди не замечают другие, гораздо более сильные плевки. Андрей Толстогузов обратил внимание на умелую предвыборную рекламу в магазинах «Ленторга»: «Там постоянно крутили ролики за Слабунову и Ширшину, очень ненавязчивые, но как у биолога, у меня невольно возникла мысль о зомбировании».
По мнению Юрия Анухина, протест все же был. «Первый слой - снятие Слабуновой, и голосовали за любого кандидата против нынешней власти. Я спрашивал своих сослуживцев, почему они голосовали за Ширшину. Говорят: чтобы этим сволочам не досталось. А второй слой - скрытый. На голосование не пришло более 73% людей, имеющих право голоса. А 2 570 голосов за Яблокова - это 1,21% от числа избирателей Петрозаводска - являются полным провалом политики КПРФ. Ей отказано в доверии».
Однако многие с тезисом, что неявка на выборы является формой протеста большинства, не согласились. Возможно, есть очень небольшой слой граждан, которые сознательно не ходят на выборы, но у большинства это - апатия и равнодушие к судьбе собственного города. Ведь их «протест» не проявляется и в других формах.
Выборы показали растущую роль интернета в пропаганде. Однако было замечено, что у части активных интернет-пользователей своеобразное представление о политической борьбе. Им кажется, что проголосовав и интернете или поставив лайк, они уже сделали что-то полезное. А потратить еще полчаса на поход к избирательному участку сил уже не остается…
Что касается избирательной кампании СКК «Альтернатива», то главная ее задача выполнена - мы показали, что кроме зюгановской КПРФ на левом фланге есть другие организации и что они могут на равных конкурировать с зюгановцами. «Обкатали» свою программу. Хотя надо признать, что против оппонентов надо было выступать гораздо более жестко. Об этом говорил Сергей Мятухин и Армас Машин. Последний отметил, что итоги выборов - это и протест против топорных, грубых действий команды «варягов», которые спровоцировали активное меньшинство снятием Слабуновой, несправедливостью.
По его словам, левая идея востребована, а сильных носителей нет, КПРФ будет слабеть, так как люди видят, что по-настоящему она за власть не борется. Есть запрос на новую коммунистическую партию.
Также участники круглого стола обсудили планы работы нашей общественной организации на ближайшее время и позицию СКК «Альтернатива» на федеральном уровне, где идет трудный процесс объединения различных организаций коммунистической направленности.