Единороссовская лапша на муниципальные уши

Jun 29, 2014 21:28


Originally published at Новости Карелии - Альтернатива. You can comment here or there.



В официальных СМИ началась кампания против предложенного группой карельских депутатов законопроекта «О порядке избрания представительных органов муниципальных районов и глав муниципальных образований в Республике Карелия». В законе устанавливается, что «главы муниципальных образований в Республике Карелия избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляют местную администрацию». Касается это положение и двух городских округов - Петрозаводского и Костомукшского. Как один из авторов законопроекта, хочу ответить на ряд обвинений, появившихся на проправительственных сайтах и в издающейся на бюджетные деньги газете «Мой Петрозаводск».

Во-первых, нашими оппонентами заявляется, что «необходима консолидированная выработка управленческого решения совместно со всеми заинтересованными структурами и населением. Между тем в Карелии группа депутатов ЗС РК в спешке и, скорее всего, по указанию определенных лиц подготовила и внесла в парламент свой законопроект по формированию органов МСУ в республике».

Надо сразу честно сказать, что вряд ли у нас получится некое «консолидированное решение». Вы же сами говорите, что мы подготовили свой проект «по указанию определенных лиц». Признаюсь, это чистая правда! Мы готовили свой законопроект по указанию трехсот участников митинга в Медвежьегорске, требовавших всенародных выборов мэра и отставки главы местной администрации Карпенко. Мы готовили свой законопроект по указке более чем полутора тысяч граждан, подписавшихся под подобным же требованием в Кеми и Лахденпохье, и представителей общественных организаций Сегежи, представляющих около двух тысяч человек. Которые написали в ЗС РК: «Мы убедились на примере Сегежского муниципального района, что значат «формальные» выборы главы района и назначение на должность главы районной администрации. Власть сама себя назначает отстаивать интересы жителей. Но, к большому сожалению, получается это у нее очень плохо».

Признаюсь я и в том, что мы готовили этот законопроект по указанию ряда депутатов и глав местного самоуправления, выступивших на заседании парламентского комитета, которое состоялось 13 мая. На нем эти люди говорили о том, что назначенные мэры более безответственны, они не отстаивают до конца интересы своей территории, когда идет речь о закрытии каких-либо учреждений или утверждении тарифов. По их мнению, глава районной администрации и глава района должны быть в одном лице и выбираться народом.

С другой стороны, под видом некоего «муниципального сообщества», если уж не хитрить, выступает достаточно узкая группа муниципальных чиновников с партбилетами «Единой России». Которых на прямых выборах никогда не выберут. Выбрали бы - они бы так нашего законопроекта не испугались. Как выразился один из защитников того же медвежьегорского мэра Карпенко, «структура и порядок формирования органов власти, которая существует в настоящее время в Медвежьегорском районе, наиболее эффективна. В результате конкурсного отбора, она позволяет находиться у власти наиболее грамотным специалистам, а не случайным людям». В переводе на нормальный русский язык - «она помогает находиться у власти нам».

Какое же тут может быть «консолидированное решение»? Кто-то должен уступить.

Во-вторых, по поводу обсуждения муниципальной реформы, проведенной на заседаниях «комитетов по реализации послания президента», итоги которого якобы свидетельствуют против нашего законопроекта.

Да, были организованы «междусобойчики» районных властей, на которых простых граждан почти нигде не пригласили, было принято единогласное решение - выборы не нужны, даешь делегирование и назначение муниципальной власти! Председатель парламентского комитета по МСУ Виктор Мудель сам признался, что в этом участвовало меньше тысячи человек. Я нарочно полистал местную прессу. Ни в одной районной газете не было объявления о предстоящих обсуждениях, никого не приглашали! За исключением Сегежи, а там как раз люди высказались за прямые выборы мэра района.

Еще веселее звучит заявление о том, что «муниципальное сообщество выступило за то, чтобы сохранить прямые выборы на первом уровне местной власти, то есть в советы поселений». Ну, спасибо, что «муниципальное сообщество» решило оставить нам выборы в городские и сельские Советы. Хотя ответьте на такой вопрос: а что, федеральное законодательство позволяет формировать городские и сельские советы каким-то иным способом кроме прямых выборов? Ну, там путем передачи мандата по наследству или назначения сельских депутатов местным начальником из «Единой России»? Нет же. Так присутствующие хоть понимали, что конкретно они обсуждают? Или решения принимались, что называется, «не приходя в сознание»?

В-третьих, особенно ярко это проявилось в публикации «Моего Петрозаводска», звучит главный правительственный лозунг - о «делегировании». Когда районные Советы формируются путем делегирования из депутатов сельских поселений. На этом фокусируется все внимание.

Я сторонник прямых выборов, иначе райцентры рискуют не быть нормально представленными в представительных органах муниципальных районов, но при желании населения, конечно, возможна и иная схема. Дело не в этом, а в том, что за словами про «систему делегирования» скрывается другое желание - сохранить систему назначения глав местного самоуправления районов, а также распространить ее и на часть глав поселений.

Повторю еще раз:сейчас практически во всех районах существует уродливая, «двухголовая» система, когда есть формальный глава местного самоуправления, выбираемый из числа депутатов, выполняющий роль «английской королевы». И имеющий в своих руках реальные рычаги управления глава районной администрации - «сити-менеджер». Решающее слово при назначении последнего остается за губернаторской администрацией.

Ведь в федеральном законе есть положение о том, что сити-менеджер назначается конкурсной комиссией, в которой представительство от вышестоящего уровня, от губернатора, увеличивается до 50%. Раньше была треть, а теперь будет половина. Но если половина тех, кто отбирает сити-менеджеров, - прямые назначенцы губернатора, заведомо понятно, кого они изберут. И даже если больше половины депутатов райсовета, хоть избранных напрямую, хоть делегированных, будут против этого назначенца - это им не поможет. Добрать еще один голос в «конкурсной» комиссии им не составит никакого труда. Губернаторская сторона боится акцентировать на этом внимание, потому что как показала практика, «сити-менеджер» ориентирован не на разумную организацию жизни населения, а на проведение самых античеловеческих реформ - вроде «оптимизации» школ и домов культуры и приватизации МУПов. Примеров более чем достаточно.

Между прочим, при таком назначении из Петрозаводска глав районов, а возможно, и глав поселений, одним из критериев при отборе станет наличие партийного билета «Единой России». Так что именно здесь и скрывается настоящая «политизация», от которой нас якобы предостерегают.

И четвертое, последнее. За всеми этими баталиями остается незамеченной главная проблема местного самоуправления - отсутствие финансов. Это в советское время любой сельсовет или поселковый Совет опирался на работающий совхоз или лесопункт. А сейчас зачастую - на несколько магазинчиков, да дотации сверху.

В этом вопросе помогать местному самоуправлению карельское правительство не торопится, а от простой перетасовки полномочий, не обеспеченных деньгами, мало что изменится к лучшему. Так что в первую очередь надо подумать об увеличении отчислений от налогов, прежде всего НДФЛ, в бюджеты поселений. Сельским поселениям можно было бы оставлять до 50%. Глава Карелии мог бы поддержать и депутатов Совета Суоярвского района, которые предложили внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся перераспределения платы за использование лесов, чтобы часть лесных платежей направлялась бы в муниципальные бюджеты.

Вот это тема для плодотворной дискуссии, а не судорожные попытки сохранить систему назначения глав районов в интересах узкой группы лиц.

Политика

Previous post Next post
Up