Мыльная опера «Золото кайзера»

Nov 06, 2013 18:35


Originally published at Новости Карелии - Альтернатива. You can comment here or there.



У Вагнера есть опера «Золото Рейна». Она длится 2 часа 24 минуты. Мыльная опера «Золото кайзера» длится уже 96 лет, так сказать, чемпион среди сериалов. Говорят, что сериалы обожают пенсионеры и домохозяйки. Возможно. Но вот сериалом «Золото кайзера» увлекаются историки, журналисты, политики… Все они давно поняли, что Ленин не только не был немецким шпионом, но и денег не получал ни от германского штаба, ни от кайзера. Вроде бы, пора поставить точку.

Но вот поди ж ты, проходит какое-то время и - нате вам - очередная серия мыльной оперы. Причем, вот что любопытно. Обычно даже в самом пустеньком сериале сюжет хоть как-то развивается. Кто-то на ком-то женился. В следующей серии кто-то кого-то застрелил. В следующей серии кто-то кого-то похитил. То есть в каждой серии какое-то новое событие. В сериале же «Золото кайзера» нет никакого движения сюжета!

Каждая очередная серия - это дословное повторение одних и тех же событий. Если коротенько, то сюжет каждой серии таков.

Обеспечил, значит, кайзер пломбированный вагон Ленину и его компании. А сам, то бишь кайзер-то, пришел на вокзал проститься, а носильщики за ним тащат несколько мешков с деньгами. Вручил кайзер мешки Владимиру Ильичу. Вагончик тронулся, перрон остался.

А кайзер смотрит вслед печальными глазами, машет белым платочком и кричит вдогонку: ты уж там смотри, не подкачай, революцию-то отгрохай как положено, чин-чинарем. Денег не жалей, если надо, вышлю еще.

И все это, конечно, на чистом немецком языке. Но Владимир Ильич, как в воду глядел, заранее выучил немецкий, так что и сам по-немецки доклады делал, и кайзера отлично понял. Я, конечно, немного утрирую, но право же, совсем немного. Сущность-то передана верно, не так ли?

И вот этот сюжетец уже 96 лет переходит из серии в серию практически без изменений. Действующие лица те же самые. Меняются только артисты и комментаторы. В чем же причина такой живучести этого скучного сериала?

Вообще-то, длинные сериалы потому и называют мыльными операми, что они практически бесконечны. Всем давно все ясно, однако, каждый вечер любители сериалов усаживаются перед телевизором: а вдруг что-то еще новенькое? И вот авторы изощряются, придумывают еще и еще.

Сериал «Золото кайзера» тоже длится практически бесконечно. Тоже давно всем все ясно, тема полностью исчерпана. Только вот, в отличие от банальных сериалов, здесь никто ничего нового не придумывает. Просто берут старую серию и снова и снова прокручивают ее.

Почему? Да потому что люди не живут по двести лет. На сериалы, длящиеся по нескольку месяцев, жизненного времени хватает. А вот на сериал, длящийся почти век, - нет. Если бы люди жили лет по двести, то все ныне живущие давно бы знали правду про миф о немецком золоте.

Но человек не живет и ста лет. Те, кто знали правду, или умерли, или на подступах в мир иной. А тем временем подросли и подрастают новые поколения, для которых события 1917 года - далекая История. Откуда им узнать правду?

Заглянем в Историю и посмотрим, как, кем и для чего создавался миф о германском финансировании революции. И рассмотрим несколько серий из мыльной оперы «Золото кайзера».

Но начнем не с первой серии, а с увертюры. Как и полагается, в каждой опере должна быть увертюра. Что-то вроде вступления, предисловия, прелюдии. Ладно, остановимся на слове «увертюра», раз уж назвали сериал «Золото кайзера» оперой, хоть и мыльной.

Увертюра. Как все начиналось

А началось все летом 1917 года. Кто же явился автором мифа о немецком золоте? Авторов было двое. Полковник Никитин - начальник контрразведки штаба Петроградского военного округа. Капитан Пьер Лоран - представитель французской контрразведки в Петрограде.

Как видим, соавторство не было случайным. Оба работали в контрразведке, причем союзнических государств - России и Франции. Оба поддерживали линию своих правительств на продолжение войны до победного конца, то есть до разгрома Германии.

И, конечно же, оба знали о том, что Ленин занимает противоположную позицию: он за выход России из войны и вообще за мир между всеми воюющими странами. Но ведь он, Ленин, пользуется большим авторитетом среди рабочих и солдат! Не ровен час, большевики придут к власти и войне конец.

Значит, надо найти какую-то зацепку для политической дискредитации Ленина. Зацепка была найдена. Никитин и Лоран перехватили коммерческую переписку с Россией Я. Ганецкого, возглавлявшего тогда посредническую торговую фирму в Стокгольме. Эврика! - воскликнули контрразведчики, вот это-то что надо. И работа закипела. Письма и телеграммы, которые действительно существовали, они снабдили комментариями, из которых непременно следовало, что Ленин получал от германского кайзера деньги на то, чтобы вести против России подрывную работу.

Но этого явно было мало. И тогда контрразведчики решили состряпать совершенно «оригинальные» документы, которых и в природе-то не существовало. В ход пошло все: подписи вымышленных лиц, подделанные подписи лиц реальных. Вот что пишет об одной такой подписи В. Логинов.

Подпись Е. Поливанова под «главным документом» №1 у специалиста может вызвать только смех. Поливанов, несколько недель работавший канцеляристом в Наркомате иностранных дел, был изгнан оттуда за принадлежность к черносотенному «Союзу русского народа», а также за пьянство и взяточничество и никакого доступа к секретным архивам не имел.

О подписи некоего Бауэра, которого в природе не существовало, написал Кеннан, о чем рассказано в моей предыдущей статье. На одной из фальшивок стояла подпись министра иностранных дел Германии Шейдемана. Когда он увидел свою «подпись» под уже опубликованным документом, он пришел в ярость:

«Я заявляю, что это письмо сфальсифицировано от начала до конца, что все события, с которыми оно связывает мое имя, мне абсолютно неизвестны» (Газета «Дойче альгемайне цайтунг»).

Вот так топорно изготавливались фальшивки. Но время было военное, смутное, и контрразведчики понадеялись, что и так сойдет. Дело на Ленина было состряпано, «документы» изготовлены. Увертюра сыграна, занавес открывается. Можно, пожалуй, начинать первую серию мыльной оперы.

Серия 1. Бедный, бедный Керенский!

Керенский мечтал нанести удар по Ленину не только по политическим соображениям. У него были к Ленину и личные счеты. Он видел в Ленине конкурента именно в личностном плане.

Да, Керенского обожали светские дамы и при виде его, как говорится, в воздух чепчики бросали. Да, Керенского с интересом слушали солдаты. Но - только до тех пор, пока из эмиграции не вернулся Ленин. Тут сразу все изменилось, у солдат появилась возможность сравнивать, и сравнение было, безусловно, в пользу Ленина.

Ну, а уж о рабочих нечего и говорить. После триумфальной встречи на Финляндском вокзале, когда тысячи рабочих пришли приветствовать вернувшегося из эмиграции вождя, Керенский понял, что безнадежно уступает Ленину по всем пунктам.

Поэтому Керенский с радостью ухватился за идею контрразведки обвинить Ленина в шпионаже в пользу Германии. Да ведь была не только идея, но и материальное ее воплощение: несколько десятков «документов», якобы подтверждающих как факт шпионажа, так и факт получения Лениным денег от германского правительства.

Керенский тотчас принял решение организовать суд над Лениным и большевиками. Следствие было поручено опытному юристу, профессионалу судейского дела - П.А. Александрову. Человек честный, неподкупный, он подошел к делу крайне добросовестно.

Следствие шло очень туго, доказательств вины Ленина, как и вообще большевиков, добыто не было. Тем не менее, некоторые большевики были арестованы, а Троцкий и вообще арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Ленину и Зиновьеву удалось избежать ареста, скрывшись в Разливе, где они и жили в шалаше.

Между тем, свидетели, допрашиваемые на следствии, один за другим отказывались подтверждать вину Ленина. Самое поразительное, что даже контрразведка, которая, собственно, и затеяла дело о немецких связях Ленина, подвела не только Керенского, но и саму контрразведку.

Бывший начальник петроградского охранного отделения генерал-майор Глобачев заявил: «Такими сведениями, чтобы Ленин работал на германские деньги, охранное отделение, по крайней мере, за время моего служения не располагало».

И даже человек, на которого очень надеялись сторонники обвинительного вердикта, бывший начальник контрразведки штаба Петроградского округа полковник Якубов заявил: «Мне ничего не известно о связи Ленина и его единомышленников с германским генштабом, а равно я ничего не знаю о тех средствах, на которые работал Ленин».

На следствии произошел и еще один конфуз. Так и не обнаружив ни одного факта «продажности» большевиков, следственная комиссия совершенно неожиданно наткнулась на факт французской финансовой помощи… кадетам. Причем, тем, которые входили в правительство Керенского. И смех, и грех!

Керенский, естественно, поспешил замять это дело. К тому же Александров доложил Керенскому, что, проведя многочисленные допросы и экспертизу «документов», он пришел к выводу о необоснованности обвинения. В те же дни Александров подготовил постановление об освобождении всех до одного обвиняемых. Так закончилась первая серия мыльной оперы.

2 серия. Налетай, подешевело!

Вторая серия - это вообще цирк. Увидев, что суд над Лениным сорвался, изготовители фальшивок решили: не пропадать же товару! Надо бы продать его каким-нибудь заинтересованным покупателям.

А кто в то время был заинтересован в дискредитации Ленина? Конечно же, Англия, США и Франция, которым Ленин своими мирными инициативами мешал расправиться с Германией, а потом и повернуть оружие против России.

Как всегда в коммерческих делах, нашлись посредники, перекупщики. Основным заправилой акции «купи-продай» стал известный черносотенный журналист Семенов.

Он весьма активно сотрудничал с российской контрразведкой еще в годы первой мировой войны, писал разоблачительные статьи о немецких шпионах.

Любопытен такой факт. Весной 1917 года, когда тема немецких шпионов была особенно актуальна, выяснилось, что наряду с реальными шпионами Семенов «разоблачил» немало шпионов вымышленных. Впрочем, сам Семенов не был виноват в этом.

Дело в том, что сотрудники контрразведки, изготовляя списки шпионов, вносили в эти списки немало и вымышленных имен. Или имена реально существующих людей, но никакого отношения к шпионажу не имеющих. Просто выполнялся чей-то заказ на дискредитацию этих лиц, чтобы потом их шантажировать.

Ну, а Семенов, получая эти списки, всех шпионов, и подлинных, и мнимых, разоблачал и гневно клеймил. Так что со временем он вошел во вкус по части разоблачения шпионов.

А тут появилась возможность разоблачить не какого-то заурядного шпионишку, а самого Ленина! Какие перспективы открывались перед щелкопером, а, главное, какие деньги замаячили. Это вам не гонорар за разоблачительную статью о рядовом шпионе. Здесь дело пахло большими деньгами.

Первыми попались на эту удочку англичане. Британская контрразведка приобрела «документы» у Семенова за 15 тысяч фунтов стерлингов (150 тысяч рублей золотом). Подробно об этом рассказал известный британский разведчик Джордж Хилл в своих мемуарах под названием «Моя шпионская жизнь».

Он же рассказал и о том, что купить-то «документы» он купил, но сам же первым и засомневался в их подлинности. Была создана комиссия экспертов, которая подтвердила опасения Хилла. Англичане отыскали лиц, фабриковавших «документы», и те признались, что документы фальшивые.

Но деньги-то уже уплачены. И англичане решили перепродать эти «документы» американцам. И перепродали за 25 тысяч фунтов стерлингов! Приобрел эти «документы» Сиссон, руководитель Осведомительного бюро США. (Легальное название - Комитет общественной информации).

Что ж, англичане - люди не менее практичные, чем американцы. Они не только избавились от фальшивок, но и поживились на этой операции. К тому же, хитрые англичане с помощью этого коммерческого кульбита сумели вынудить американцев провести грандиозную антибольшевистскую пропагандистскую кампанию.

В США газеты и журналы поначалу отказались печатать столь сомнительные «документы». Лишь при содействии самого президента Вильсона некоторые из «документов» были опубликованы. А в октябре 1918 года, и снова при содействии президента, удалось выпустить брошюру «Германо-большевистский заговор», вошедшую в исторический обиход под названием «документы Сиссона».

Так вот. Эта брошюра была выпущена огромным по тому времени тиражом в 137 тысяч экземпляров. США, как известно, активно участвовали в интервенции в России. Это участие осуждалось не только российским народом, но даже и значительной частью американцев. Да и среди белогвардейцев было немало недовольных американцами.

Требовалось какое-то пропагандистское обеспечение. Эту роль и должна была сыграть брошюра. Высадившись в Мурманске, американцы распространяли брошюру в белогвардейских армиях Деникина и Колчака. Предлагать эту гадость красноармейцам американцы не решились.

Однако общественное мнение в США было недовольно тем, что под видом каких-то там «документов» распространяются фальшивки. Анализом «документов» вплотную занялся Артур Буллард, представитель американского президента в России.

Буллард пришел к выводу, что «документы Сиссона» - сплошная фальшивка, что авторами фальшивки, кроме контрразведчиков, являются еще и представители партии кадетов, что связи большевиков с германским правительством - это выдумка. После всех разоблачений «документы Сиссона» как-то незаметно исчезли из обращения. Так закончилась вторая серия мыльной оперы.

Серия 3. Немцы негодуют

Вполне понятно, что брошюра Сиссона вызвала возмущение в Германии. Ведь авторы фальшивок, намереваясь дискредитировать Ленина, одновременно дискредитировали и Германию. Да и как было немцам не возмущаться: ведь они столько усилий потратили, чтобы удушить молодую советскую республику! И вдруг, нате вам: оказывается, они были в сговоре с большевиками.

Особенно негодовали в военных кругах Германии. Появились статьи, в которых подчеркивалось, что военная разведка политическими делами не занималась, а лишь собирала сведения военного характера. На эти цели в годы второй мировой войны правительством Германии было выделено 200 тысяч марок, а не какие-то там миллионы, о которых говорится в «документах Сиссона».

В общем, все немцы, так или иначе задетые брошюрой Сиссона, открестились от этого дела. Тут бы и конец, но неожиданно подножку немцам подставил… немец. Эдуард Бернштейн, возглавлявший правое крыло немецкой социал-демократии, неоднократно подвергался резкой критике со стороны Ленина.

Ленин называл Бернштейна оппортунистом, предателем интересов рабочего класса. Книгу Бернштейна «Предпосылки социализма» Ленин назвал ренегатской. И вот в 1921 году, когда об оскандалившихся «документах Сиссона» уже начали забывать, с заявлением выступил Бернштейн.

До него, видите ли, дошли сведения о получении Лениным от германского правительства чуть ли не 50 миллионов марок. Молчал, молчал, и вдруг дошло, как до жирафа. Совершенно очевидно, что это была месть Ленину за его резкую критику.

О заявлении Бернштейна писала пресса, тема связи большевиков с немцами снова стала обсуждаться. Но Германия тогда считалась все же правовым государством, а потому рейхстаг сделал официальный запрос. Правительство провело тщательную проверку архивов и ответило на запрос, что никаких данных о такой связи не обнаружено. Так закончилась третья серия.

Что было дальше

Разбирать так же подробно все последующие серии нет смысла: все они были похожи одна на другую. И все заканчивались одинаково: выводами экспертов о том, что «документы Сиссона» - фальшивка.

В 1956 году вышло фундаментальное исследование американца Кеннана, в котором он стопроцентно доказал фальшивость «документов Сиссона». В 1965 году к вопросу «золота кайзера» обратился французский историк Жорж Боннен. Он, подобно Кеннану, подошел к теме предельно добросовестно, изучил множество архивов, беседовал с серьезными исследователями этой темы.

В журнале «Ревю историк» Боннен опубликовал статью «Большевики и германское золото во время Первой мировой войны». Вывод однозначен: нет никаких документальных свидетельств того, что Октябрьская революция была совершена на немецкие деньги. А так называемые «документы Сиссона» - это несомненно фальшивка.

В конце 90-х годов темой немецкого золота занялась известная в Англии историк Джилл Беннет. Она является ведущим специалистом по истории британского МИД. Беннет изучила архивы британских спецслужб, а затем и рассекреченные к тому времени архивы в России. Вывод ее таков: все документы относительно золота кайзера были сфальсифицированы белогвардейской контрразведкой.

Итак. Все, кто когда-то были заинтересованы в опорочивании имени Ленина, в то время закрывали глаза на явную фальсификацию обвинений в его адрес. Но История ушла вперед, Ленин доказал всему миру свою историческую правоту, и задним числом обвинять его в несуществующих грехах никто уже не хочет. Разве что авантюристка Хереш.

Все воюющие в первой мировой войне страны отказались признать Ленина виновным в связях с германским правительством. Германия, Франция, Англия, США. И только Россия, родина революции, родина Ленина, продолжает сама себя обмазывать грязью. Экое позорище!

По материалам статей Натальи Морозовой

немецкие деньги, политические мифы, идеологическая борьба, В.И. Ленин, История

Previous post Next post
Up