«Сталинград» в кавычках

Oct 23, 2013 01:35


Originally published at Новости Карелии - Альтернатива. You can comment here or there.



Петрозаводских ветеранов приглашают на премьеру фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Помнится, что подобным образом пытались протолкнуть военные «киношедевры» Михалкова

Получается просто здорово! Сначала власть кидает миллионы бюджетных денег своим доверенным и проверенным кинорежиссерам, чтобы те сварганили соответствующее запросу варево. А затем, делая вроде бы доброе дело, приглашает на его просмотр ветеранов. Убивается не два, а три зайца: из государственного бюджета частично оплачивается прокат фильма - раз; широко оповещается о безграничном интересе ветеранов к новому военному кино - два; и под этим соусом вбрасывается в общественное сознание совершенно ложная интерпретация событий Великой Отечественной войны - три.

Последнее, несомненно, самое главное, ради чего все и затевается. Не имея в своей постсоветской истории ни одного сколько-нибудь высокого, героического события для утверждения собственного престижа, нынешние «хозяева жизни» пытаются приспособить для этого славные вехи Великой Отечественной. Но приспособить так, чтобы сегодняшние граждане забыли, что побеждала и победила в войне не просто Россия, а Союз Советских Социалистических Республик. Не просто народ, а советский народ. Что огромную роль в деле организации Победы сыграли Коммунистическая партия и И.В. Сталин.

Большое значение в реализации этой задачи имеет художественное кино. Совсем недавно на зрителя обрушился целый каскад фильмов, где главными героями войны выводились либо уголовники, либо штрафники. Сегодня игра пошла тоньше. Пример тому - «Сталинград» Бондарчука. Здесь уже нет всепобеждающих штрафников и бывших зэков, нет придурковатых политработников и кровожадных особистов. Здесь, судя по появившимся откликам, кто-то даже видит героические свершения бойцов Красной Армии (об этом несколько ниже).

Но, на мой взгляд, в фильме нет и СТАЛИНГРАДЦЕВ, нет тех советских командиров и бойцов, тех жителей огненного города, которые своей самоотверженностью, своим беспримерным мужеством ковали Победу. Не вызывает сомнения, что главными фразами картины стали заявление командира разведроты: «Воюем не за Родину, не за Сталина, а за Катю», и истеричные выкрики этой самой Кати: «Это МОЙ дом! Это МОЯ комната!»

Авторам фильма нужно внушить зрителю, что в годы войны, как и сегодня, главным было личное, собственное - близкий человек, свой дом. Воевали, мол, за это, за СВОЕ. То, что в советское сталинское время СВОЕ и НАШЕ для огромного большинства народа было неразделимо, что советский человек был готов без колебаний пожертвовать СВОИМ ради НАШЕГО, пожертвовать всем, даже жизнью - об этом создатели фильма «Сталинград» и не думают говорить.

Чтобы убедиться в лживости Ф. Бондарчука, достаточно прочитать хранящиеся в Музее обороны Сталинграда записки из медальонов погибших советских воинов. К примеру, в медальоне бросившегося с гранатами под головной фашистский танк Д.С. Яковлева хранилась поэтическая клятва: « Я - партии сын, и Отчизна мне мать, / В бою я не буду назад отступать, / А если погибну в жестоком бою, / Скажите словами народу:/ Он честно, достойно отдал жизнь свою / В сраженьях с врагом за свободу».

В фильме есть сцена, когда на поднявшихся в атаку бойцов выливается взорванное горючее, и они долго-долго горящими бегут в атаку. Сделано это спецэффекта ради. И части зрителей нравится смотреть на сгорающих в пламени людей. А почему бы вместо выдуманного подвига не показать подвиг реальный, о котором говорили и во время войны, и после?

Я имею в виду бронебойщика Михаила Паникаха, который объятый пламенем от разбитой в руках бутылки с зажигательной смесью, бросился не на землю, чтобы потушить пламя и спасти себя, а на вражеский танк. Или показать, как окруженный вражескими танками советский танк Хасана Ямбекова, уже подожженный, продолжал стрелять по врагу и его экипаж сгорел с пением «Интернационала», но не сдался. И не надо ничего придумывать. Сталинград дал столько примеров героизма, самоотверженности и самопожертвования, что никакими выдумками их не превзойти.

Но зачем Бондарчуку реальность? Ему нужно в угоду дня сегодняшнего показать, как красноармейцы то и дело поминают бога, а то и прямо молятся, просят прощения и тому подобное. Мне почему-то в связи с этим вспомнились кадры из прекрасного советского кинофильма «В бой идут одни старики», где механик главного героя всегда крестит хвост выруливающего на взлет самолета своего командира. И это не вызывает никакого отторжения. А у Бондарчука все надуманно и совершенно неправдоподобно. Вопрос ведь не в том, что на войне не было верующих. Естественно, были. Но в целом, не о какой религиозности в Красной Армии речи вообще быть не могло.

Не думаю, что Бондарчук этого не знает. Впрочем, может и не знает. Ведь он не знает, что в ноябре 42-го в Рабоче-крестьянской Красной Армии офицеров не было, а были командиры, что Паулюс в это время  еще ходил в генералах, а фельдмаршалом стал лишь 30 января 1943 года. А ведь подобные нестыковки рассыпаны по всему фильму…

Не может не вызвать протеста показ гражданского населения воюющего Сталинграда. Все сведено лишь к его оккупированной части, да и то в большей степени к немецкой сожительнице Маше. О том, что жители сопротивлялись оккупантам, в городе действовало подполье, партизаны, речи не идет. Могут возразить, что замысел авторов фильма не предусматривает всестороннего освещения сталинградских событий. Но тогда, зачем давать картине громкое название - «Сталинград»?

Сталинград - знаковое понятие. Помимо стратегического, военно-экономического значения этот город, как и Ленинград, нес в себе огромный духовный посыл. И это в немалой степени объясняло беспримерное стремление его отстоять, не сдать врагу. Ничего подобного в фильме Ф.Бондарчука нет. Яркие объемные картинки, спецэффекты не могут заменить серость и лживость фильма в целом. Лживость не в его отдельных эпизодах, а в обобщении характера событий. Герои картины победить не смогли бы. Сталинград - не их город, они его не достойны. Не достоин его и Федор Бондарчук.

Фото: uainfo.org
Previous post Next post
Up