Когда-то эти люди вызывали у зрителей массу восторженных чувств. Их фотографии украшали обложки журналов, газеты пестрели статьями об их творческих успехах и новых замыслах. Всякий мечтал постоять рядом с кем-то из кинокумиров и - если повезет - взять автограф или даже вместе сфотографироваться. Но, как известно, всенародная любовь не спасает от старости и болезней, а тем более от бедности. Кто бы мог подумать, что знаменитейшие и талантливейшие актеры окажутся со временем никому не нужны и будут влачить жалкое существование? Ни свечей, ни церковного пения…
Сергей Николаевич Филиппов (1912-1990) умирал в беспросветной нищете. Он отказывался от съемок, если ему и предлагали, не давал никаких интервью, жил на мизерную пенсию, которую тратил на выпивку, вдобавок угощая случайных собутыльников. Часто его видели в компании дворовых алкоголиков и бомжей.
После кончины жены Антонины Голубевой в 1989 году он остался, что называется, «без присмотра». Родственники Голубевой не интересовались его существованием, а со своим единственным сыном от первого брака, проживающим в США, он почти не общался. Нередко он голодал, но ни у кого ничего не просил, мало кого впускал в квартиру, специально отключал телефон - «чтоб не надоедали».
Периодически его навещали старинный приятель Константин и актриса Любовь Тищенко. Они подкармливали старика, давали ему денег, убирали квартиру, которая к следующему их приходу вновь оказывалась захламленной. По их словам, в квартире Филиппова постоянно царил хаос, все было в пыли, на полу валялись окурки, в ванной гнило нестиранное белье. Личных вещей у Филиппова практически не было, как не было никаких сбережений или антиквариата. Он ходил в калошах, которые «маскировал» под туфли, а костюмы иногда брал напрокат в «Ленфильме» или одалживал у знакомых.
Филиппов умер в одиночестве в своей ленинградской квартире, пролежав две недели, пока соседи не забили тревогу, почувствовав неприятный запах. В СМИ так и не появилось некрологов, а «Ленфильм» отказался хоронить Филиппова, решив, что раз тот на момент смерти находился в пенсионном возрасте, то ритуальные услуги должен оплачивать Собес. Александр Демьяненко, знаменитый некогда «Шурик», обзванивал актеров, кинематографистов, пытаясь собрать деньги. В итоге на скромные похороны хватило, и прах актера предали земле на Северном кладбище. На могиле написали любимые стихи Филиппова: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Питерская гильдия киноактеров установила на могиле бюст Филиппова, который вскоре был осквернен неизвестными вандалами. Так что бюст пришлось убрать во избежание повторения инцидента.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ