NewRussianMedia поговорили с Денисом Баталиным, креативным директором и ведущим экспертом ADCONSULT, о самом шкурном.
![](http://pics.livejournal.com/newrusmedia/pic/00003paf/s640x480)
Назовите три интернет-СМИ, которые лично вам интересны и симпатичны.
Lenta.ru; LookAtme.ru; из профессиональных Cossa.ru и Вэбпланета.ру.
Если исключить субъективные предпочтения, какие конкретно интернет-СМИ кажутся вам достойными изучения?
В последнее время я все чаще и чаще отказываюсь от посещения конкретных интернет-СМИ в пользу агрегирования интересных мне rss-каналов большого количества информационных источников. С точки зрения того, «как все сделано», мой информационный голод полностью удовлетворяет издание vedomosti.ru
Дайте определение «популярности» для СМИ в интернете. Какие из показателей популярности лично для вас являются наиболее важными и наиболее адекватными?
Посещаемость и глубина просмотра интернет-СМИ и количество «точек присутствия» издания (социальные и медийные сети). С точки зрения радиослушателя, для меня яркими свидетельствами популярности интернет-сми являются выход его в «офф-лайн» и ссылки в новостных передачах на конкретные материалы интернет-издания.
Знаете ли вы интернет-СМИ, добившиеся не только популярности, но и финансового успеха?
Да. Lenta.ru, LookAtme.ru, Вэбпланета.ру.
Если бы ребята, у которых нет денег, но есть желание делать собственное СМИ, обратились к вам как к консультанту, какие бы три первых совета вы дали?
а) сосредоточиться на качественном новостном продакшене;
б) сосредоточиться на техниках SEO и SMM продвижения своего издания;
в) не пытаться придумывать что-то радикально новое.
От каких опасных шагов вы бы предостерегли?
а) отсутствие внимания к юзабилити проекта;
б) откладывание «на потом» вопросов разработки рекламных инструментов, их пакетирования и работы с ценообразованием.
Какую последовательность шагов при создании интернет-СМИ вы бы предложили?
Изучение рынка - Определение конкурентных преимуществ и «фишек» - Поиск и адаптация «под себя» существующей системы управления проектом с учетом СМИ-специфики - Начало работы информационного продакшена - Медиапланирование РК (а также определение форматов SEO/SMO и SMM активности по проекту - Создание интернет-ресурса - Анализ работы с проектом и корректировка с учетом обнаруженных проблемных участков.
Приходилось ли лично вам искать деньги на свои проекты?
Да.
Как бы вы посоветовали производить сбор средств, фандрейзинг?
3F работает до сих пор. И при должной настойчивости - безотказно.
Какие основные ошибки вы замечаете при упаковке контента, то есть при превращении собственно информации в то, что мы называет «сайт» или «портал»?
а) отсутствие внимания к сложившейся практике пользовательского поведения;
б) не понимание того, что 99.9999999% всего своего «интернет-времени» посетители вашего сайта проводят НА ДРУГИХ сайтах, в определенном смысле привыкая к их структуре, к определенным правилам создания пользовательского контента.
Если люди никогда в жизни не создавали собственного сайта - как им найти исполнителей? Разумно ли пробовать делать сайт самому? На какие суммы рассчитывать?
Одним из лучших инструментов поиска потенциальных исполнителей на сегодняшний день является проект CMS-Magazine.ru, на котором существует прозрачная система выбора исполнителей/рейтингов/отзывов. На этом же ресурсе можно «прикинуть» бюджет своего будущего проекта.
Какие, с вашей точки зрения, средовые свойства интернета непременно влияют на контент?
Три главных свойства: актуальность, достоверность, пользователе-ориентированность.
Какие из появившихся технологических новинок могут иметь революционное значение для интернета?
Для интернета опосредованное значение имеет даже то, прочитаете вы эту статью или нет. А вот для интернет-СМИ, это, кончено же, поиск по Твиттеро-образным сервисам, собственный поиск, над которым пока еще только работают социальные сети, такие как Facebook, например.
Что сегодня представляет наибольшую опасность для развития интернет-СМИ?
Желание государственными и надгосударственными органами ограничить распространение информации, актуализировать вопросы авторского права, поиск решений, позволяющих влиять на общий информационный локальный или глобальный поток.
Можно ли говорить сегодня об основных направлениях, перспективах развития интернет-СМИ? Если да, то, о каких?
Да, можно. Это, прежде всего, дальнейшая «кастомизация» (адаптация к интересам читателя) пользовательского контента интернет-СМИ: «Я читаю только то, что мне интересно».
Если взять классическое деление СМИ по типу носителя - пресса, радио, телевидение - что с каждым из них может произойти через 5 лет?
С приходом смартфонов и планшетников доля печатных изданий стала стремительно падать. Но я не думаю, что они совсем исчезнут, скорее, будет найден оптимальный баланс между электронным контентом и печатным наполнением СМИ.
Телевидение исчезнет, только если у каждого пользователя появится высокоскоростной интернет, необходимый для просмотра. Вряд ли это произойдет в ближайшее время, хотя прогнозы пестрят данными о небывалых процентах притока людей на интернет-каналы.
С радио ничего случиться не может. Люди по-прежнему будут ездить на машинах (ну, конечно, если не случится конец света), а радио - единственный способ безопасного восприятия информации за рулем.
Известно ли вам о случаях политического, экономического, административного или иного давления на интернет-медиа? Какие наиболее типичны, а какие - возмутительны?
Все, что касается политики, накладывает отпечаток. У нас не Куба, где доступ в интернет открыт только «избранным» членам общества, и не Египет при Мубараке, который запретил интернет вообще (получилось всего не неделю, но все же). В России насылают вирусные атаки, DOS-атаки, крадут личные данные журналистов, шантажируют, арестовывают и даже жестко избивают или убивают. У нас нет «свободной» прессы, надо просто принять это как факт.
Что хорошего, так это то, что недавно правительство создало список из n-ного количества слов, считающихся «неподобающими». Его задача не просто контролировать политически неугодные статьи и посты, но и следить за высказываниями из комментариев с целью выявлять экстремистски настроенных товарищей. Наверное, это все-таки хорошо. По крайней мере, блоггеры, сначала недовольные, теперь даже радуются.
Что бы вы посоветовали создателям новых медиа заранее учесть, чтобы этому давлению противостоять?
Если бы мы жили в Нью-Йорке, то выход был бы очевиден: обратиться в Комитет по защите журналистов, который успешно борется с притеснителями и угрожающими, публично их называя и порицая.
Но мы в России. Так что просто не стоит трогать политику. Причем не только в интернет-контенте, но и на партнерских встречах и в публичных высказываниях.
Какие книги, тексты, издания, понимающие понять изменения, происходящие с обществом из-за интернета, вы бы посоветовали почитать?
Я думаю, людям даже читать не нужно про то, как изменилась их жизнь с появлением интернета. Они и так это понимают и ценят. Другое дело, что теперь есть два воинствующих лагеря - сторонников вовлеченности сети во все сферы жизни и противников. Но это уже выбор каждого.
К тому же я не знаю, есть ли книги посвященные теме «Наша жизнь до появления интернета и после». Слишком очевидные ответы даже для сельской учительницы.
Нужно ли юридическое регулирование интернет-контента?
Цензура должна быть, без этого никак. Вопрос только в том, смогут ли ее сделать адекватной.
Нужен ли закон об интернет-СМИ?
Да. Любая формализация позволяет понять «правила игры». Очень важно, чтобы разработчиками таких правил были не теоретики, но практики. И в разумных пределах.
Например, мне понравилась инициатива правительства ввести в закон определение «интернет-СМИ»: за последний год увеличилось количество судебных дел, в которых проигрывают только потому, что понятие «Интернет-СМИ» размыто и трактуется, как хочешь. Но идея идти в сторону персонифицированности и ухода от анонимности комментариев, например, уже подсознательно воспринимается как давление.
Что вы думаете о перспективах платного контента, размещаемого по системе pay-wall?
Мало просто резко сделать сайт платным или частично платным. Если не предоставлять действительно уникальный и ценный контент за эти деньги (над которым нужно намного дольше думать и трудиться), пользователь уйдет к вашему конкуренту. Да, при хорошем раскладе эта система обеспечит стабильный доход и даже превысит доходы от медиа-рекламы, но для Росссии она не подходит: наши соотечественники ой как не любят платить, разве что за товары интернет-магазинов. Плюс совершенно не понятно, сработает pay-wall или нет. Так, у гиганта The Times после ее введения число просмотров за первые недели упало на 80-90%.
Я думаю, гораздо логичнее взять пример с кабельного телевидения: ты платишь определенную сумму за, скажем, месяц и читаешь все, что хочешь, без ограничения. Такова система Piano. Пользователь приучается платить постепенно за любимый сайт, и у него есть возможность выбирать форму участия: кто-то хочет только статьи читать, кто-то оставлять комментарии, кто-то вести блог, кто-то вообще стать партнером (в этом преуспел проект «Сноб»). Более того, у пользователей есть доступ к архивам, и рекламы в разы меньше (что безумно их радует).