Связанные одной целью

Mar 12, 2007 16:01

С сентября 2006г. «Росэнергоатом» приступил к работе в условиях нового рынка электроэнергии. Оптовый рынок энергии и мощности отныне поделен на три части: по регулируемым договорам и утверждённым государством тарифам; рынок «на сутки вперёд» (сверх объёма договоров, по ценам на основе конкурентного отбора); и балансирующий рынок (продажа/покупка отклонений в поставках, по свободным ценам).


И если раньше в подобные тонкости вникали только специалисты по экономике, то сейчас это касается каждого работника АЭС. Потому что новые условия вынуждают подходить к производству с точки зрения бизнес-эффективности.

- С первого сентября мы, как младенцы, начали заново учиться ходить, - так охарактеризовал произошедшие изменения Генеральный директор концерна Сергей Обозов, выступая на семинаре Клуба региональной журналистики. - Очень жесткий подход. Если блок внепланово останавливается, и мы не выполняем договор поставки электроэнергии, то мы сразу «выпрыгиваем» на рынок на сутки вперед. И уже в полностью рыночных условиях, по сложившейся цене вынуждены покупать электроэнергию, чтобы выполнить свои обязательства перед потребителями. А если у нас это не получается за сутки, нас вообще выбрасывает на балансирующий рынок, и мы там по любой цене, которая сложилась (хоть в двадцать раз дороже), вынуждены покупать электроэнергию, чтобы закрыть свои договорные обязательства. Это совершенный слом сознания, ментальности работы в компании.

Таким образом, теперь каждая внеплановая остановка энергоблока, каждый день, просроченный в планово-предупредительном ремонте - это не просто ущерб от недовыработки электроэнергии, как было раньше, но и дополнительные убытки. Поскольку вместо недовыработанной «своей» придётся покупать по свободным ценам «чужую» электроэнергию, чтобы выполнить обязательства перед потребителями. Причём потребителю-то она поступит по прежней фиксированной цене, а все рыночные надбавки за неё заплатит из своего кармана владелец остановившегося энергоблока.

- Сейчас производство и сбыт электроэнергии как бы нанизаны на один шампур, - говорит Сергей Обозов. - Продажа электроэнергии и тепла - это итог, а начало цепочки - техническая часть. То есть технический персонал теперь вздрагивает, потому что понимает, что от его действий зависят реальные деньги компании, общий бизнес.

Атомная энергетика - конкурентоспособный бизнес. Например, по словам заместителя Генерального директора «Росэнергоатома» Александра Апканеева, в 2006 году средневзвешенная цена электроэнергии ГРЭС составляла 715 руб. за мегаватт-час, а у атомных станций - 556 руб. Предстоящее акционирование концерна, объединение атомных производств в мощную корпорацию «Атомэнергопром» и планы по интенсивному развитию атомной энергетики свидетельствуют, что АЭС займут одно из лидирующих мест в экономике России. При этом высший приоритет, безусловно, сохраняется за безопасностью, но на второе место по значимости выходит экономическая эффективность.

Например, концерн планирует строить Южноуральскую АЭС в Челябинской области, но не на площадке «Маяка», как предполагалось ранее.

- «Росэнергоатом» живёт практической жизнью, - говорит заместитель Генерального директора концерна Владимир Асмолов. - Есть два разных вопроса - проблема дефицита электроэнергии в Уральском регионе и проблема Теченского каскада. Решать проблему Теченского каскада за счёт атомной энергетики - это не бизнес-проект, экономически это совершенно нецелесообразно. Существует 30 решений в сто раз менее дорогих, чем “кипятильник” в виде атомной станции.

Высокая экономическая эффективность - одно из важных условий, которые поставило перед атомщиками Правительство России, принимая Федеральную целевую программу развития отрасли. Получая бюджетные деньги на развитие, концерн будет осваивать их с позиции самых современных бизнес-методик и управленческих решений.

Роман Топорков Эксклюзивно для http://www.realno.info

атомная энергетика, Росэнергоатом, АЭС

Previous post Next post
Up