СТРАТЕГИЯ ЯДЕРНОГО РЕНЕССАНСА

Jan 09, 2007 12:22

СТРАТЕГИЯ ЯДЕРНОГО РЕНЕССАНСА

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

2006 год дал старт интенсивному развитию атомной отрасли России. Не случайно заговорили об «Атомном проекте - 2», сравнивая его по масштабности задач с «Атомным проектом - 1», который когда-то обеспечил СССР и «ядерным щитом», и атомной энергетикой. На государственном уровне приняты программы наращивания мощностей АЭС и реструктуризации отрасли. Какие планы предстоит претворять в жизнь в ближайшей и отдалённой перспективе? На эту тему рассуждали участники семинара, состоявшегося в декабре в ЦНИИАТОМИНФОРМе (г.Москва).

По мировому опыту, возобновляемые источники энергии ещё долго не будут способны играть значительную роль в энергобалансе. Дальше всех в этом направлении продвинулась Германия, но и в её энергетике они занимают всего лишь 5%. Значит, альтернативой газу, нефти и углю способны выступать только АЭС.

В структуре атомной отрасли России - три составляющих: ядерно-оружейный и ядерно-энергетический комплексы, и ядерно-радиационная безопасность. Первый из них - ядерное оружие - устойчив как в ближней, так и в отдалённой перспективе (поскольку на нём основана безопасность страны). Второй - ядерная энергетика - сегодня также устойчив и конкурентоспособен, но в дальнейшем может утратить свой потенциал, если не будут строиться новые АЭС. А вот в ядерно-радиационной безопасности ещё со времён создания «ядерного щита» накопилось много отложенных проблем. Все они технологически решаемы, но не одномоментно: потребуются годы работы и принятие специальной государственной программы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Конкурентоспособность мировой атомной энергетики подтверждена расчётами Евросоюза: самая дорогая электроэнергия вырабатывается на газовых ГРЭС, немного дешевле - на угольных ГРЭС, и самая дешёвая - на АЭС. В России себестоимость электроэнергии АЭС и ГРЭС уже сегодня составляет подобное соотношение, а к 2011г., с прекращением государственного регулирования цен на газ, эти пропорции ещё усилятся. Ведь российский газ для наших ГРЭС тогда будет стоить «как в Европе» - за вычетом таможенной надбавки.

Без строительства новых АЭС атомная энергетика России к 2030г. прекратит существование. Задача-минимум - удержать отрасль хотя бы на уровне 16% в энергобалансе страны. Но руководством России перед атомщиками поставлена более трудная задача: в силу экономической эффективности атомной энергетики её необходимо довести до 25%.

За счёт собственных средств «Росэнергоатом» такие темпы выдержать не сможет. Не имеет он возможности и привлекать кредиты - поскольку является одним из последних ФГУПов, устаревшей для современной экономики организационно-правовой формой. В последнее десятилетие он смог профинансировать достройку только двух энергоблоков: Волгодонский № 1 и Калининский № 3.

Решать проблему предлагается сразу двумя способами.
Во-первых, на период до 2015г. государство обеспечивает финансовую поддержку строительства новых АЭС. После чего введённые в работу атомные энергоблоки будут сами зарабатывать деньги на дальнейшее строительство своих собратьев. В рамках принятой федеральной целевой программы предстоит достроить заделы ещё советских времён - Волгодонский блок № 2, Калининский № 4 и Белоярский № 4, а также развернуть строительство на новых площадках - Ленинградская АЭС-2 и Нововоронежская АЭС-2.

Во-вторых, реструктуризация атомной отрасли в 2007г. приведёт к созданию могучей корпорации под условным пока названием «Атомэнергопром». По форме она станет акционерным обществом: и для «игры на равных» в современной рыночной экономике, и по той причине, что большинство входящих в неё предприятий уже сегодня являются АО. При этом «Атомэнергопром» на 100% останется в собственности государства. Он сосредоточит всю технологическую цепочку: от добычи урановой руды до регенерации отработавшего топлива АЭС, а также научное, инженерное, образовательное, строительно-монтажное и машиностроительное обеспечение. Такова мировая тенденция: атомные промышленники разных стран соединяются в транснациональные корпорации. Франция и Германия объединились в корпорации «Арева», США и Япония - в альянсах «Вестингауз - Тошиба» и «Дженерал электрик - Хитачи». Чтобы бороться с этими «тяжеловесами» за заказы на мировом рынке, нам необходимо создать такую же мощную компанию, способную решать полный комплекс задач по развитию атомной энергетики.

ЗАКОН - ВСЕМУ ОСНОВА

Для реструктуризации отрасли в ближайшие 5 лет предстоит принять более 30 законодательных документов, затрагивающих деятельность Росатома. И это ещё максимально сжатые сроки - с учётом сложности поставленных задач. В числе первых - так называемый «туннельный» закон об особенностях управления и распоряжения акциями организаций в области атомной энергетики.

Ядерные установки и материалы будут законодательно закреплены в собственности государства. Перечень юридических лиц, которые получат право обращаться с ними, определит указ Президента РФ. Любое распоряжение имуществом или акциями «Атомэнергопрома» будет реализовываться только через федеральный закон.

В плане мировой инициативы Россия создаёт в Ангарске Международный центр по обогащению урана. На сегодня в МАГАТЭ выстроились в очередь свыше 70 стран, желающих обзавестись собственными атомными станциями. Создавать в каждой из них производство ядерного топлива не только экономически нецелесообразно, но и запрещено в целях нераспространения ядерного оружия. Выход - в создании международных центров в тех странах, которые уже обладают соответствующей ядерной технологией. Но и здесь, хотя ядерные материалы будут принадлежать тем странам, которые представили их на обогащение, все операции с ними на территории России будет вестись по российским законам. Иностранные партнёры будут лишены доступа к нашей технологической базе: они лишь предоставят сырье и получат готовый низкообогащённый уран как топливо для АЭС.

НАРАЩИВАЕМ МОЩНОСТЬ И ТЕМПЫ

Проблема в том, что новые энергоблоки АЭС начнут вступать в строй только к 2012г., а энергодефицит Россия испытывает уже сегодня. Перед угрозой нехватки генерирующих мощностей практически исчезла конкурентная борьба между электростанциями разных типов. Например, РАО «ЕЭС России» уже сейчас готово принимать в энергосистему страны новые атомные энергоблоки, но где их взять, если срок строительства составляет 5-7 лет, а до этого несколько лет уходит на проектирование и согласование?

Выход нашли в модернизации существующих энергоблоков АЭС. Во-первых, предполагается устранить излишний консерватизм в регламентах эксплуатации. Сегодня реакторные установки работают на меньшем уровне тепловой мощности, нежели был заложен их конструкторами. Однако накопленный опыт показывает, что реакторы вполне могут работать на той мощности, которую установили конструкторы, а уменьшение её «на всякий случай» бессмысленно, и лишь уменьшает выработку электроэнергии. Таким образом, избавившись от излишне консервативного подхода к эксплуатации, можно получить прирост мощности реактора на 4-5%. Улучшение топливного цикла реакторов, оптимизация времени нахождения блоков в ремонте, модернизация турбогенераторов с заменой лопаток турбин на более современные - также дадут «прибавочные» мегаватты. Расчёты показывают, что такими способами можно увеличить суммарную мощность АЭС России на 4500 МВт - то есть, получить добавочно четыре с половиной энергоблока, не строя их.

А на вновь строящихся энергоблоках будет применён проект «АЭС-2006». Интересна его история. Взяв за основу серийный отечественный реактор ВВЭР-1000, наши конструкторы довели его до сверхсупербезопасного проекта, образец которого воплощён на Тяньваньской АЭС (Китай). Однако выяснилось что такие многократно дублирующие друг дружку «перестраховочные» конструкторские решения совершенно излишни. В основу нового проекта «АЭС-2006» положены два принципа: гарантированная безопасность и экономическая целесообразность. Головные энергоблоки этой серии, мощностью 1150 МВт и сроком службы 50 лет, появятся на Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2 и Волгодонской АЭС. В перспективе предполагается внедрить более мощный реактор на 1500 МВт. Всего к 2020г. в России планируется построить 16 энергоблоков проекта «АЭС-2006» - в том числе на площадках Смоленской, Курской, Кольской АЭС-2.

Дальнейшее расширение атомных мощностей зависит от «Дорожной карты», которую примет Правительство РФ. Но уже сейчас очевидно, что, кроме строительства новых энергоблоков в тех областях, где сегодня уже действуют АЭС, в период 2015-2030г.г. добавится ещё 7-8 регионов, где АЭС сегодня пока ещё нет, но потребность в атомных мощностях существует.

ТОПЛИВА ХВАТИТ С ИЗБЫТКОМ

Нередко задаются вопросом: хватит ли урана для реализации столь глобальных планов? Специалисты Росатома убеждены: развитие атомной энергетики гарантированно обеспечено топливными ресурсами. Если сопоставить запасы углеводородного и ядерного сырья по их энергопотенциалу, получается, что запасы урана-235 сопоставимы с запасами нефти. Причём, ещё неразведанные залежи урановой руды в России превышают ныне известные запасы в 1,3 раза! Почему так произошло? Когда мировые цены на уран были невысокими, искать и разрабатывать удалённые месторождения было невыгодно. Но сейчас, когда весь мир взялся за развитие атомной энергетики и цена на уран выросла, эти месторождения стали экономически рентабельны. А значит - возобновляется геологоразведка, наращивает мощности горнообогатительная промышленность.

Кстати, если оценить влияние России на мировой рынок энергоносителей, сопоставляя их в объёме выработки электроэнергии, то сегодня мы экспортируем нефть, достаточную для генерации 1000 млн. МВтчас, природный газ, достаточный для генерации 750 млн. МВтчас и уран, достаточный для генерации 680 млн. МВтчас. Как видите, эти цифры сопоставимы.

В дополнение к своим запасам Россия возобновила сотрудничество по добыче урана с Казахстаном и Узбекистаном, рассматривается возможность международного партнёрства со странами Дальнего зарубежья - например, Канадой.

Очевидно, что действующие и новые АЭС России, а также производство топлива на экспорт гарантированно обеспечены сырьём.

Причём, здесь оценивается только уран-235, используемый в реакторах на тепловых нейтронах. С развитием реакторов на быстрых нейтронах в энергетику вовлекается уран-238, энергопотенциал запасов которого в 200 раз больше - а значит, атомная энергетика будет обеспечена топливом на века.

АТОМНЫЕ ИННОВАЦИИ

«Технология быстрых нейтронов - это прорыв в атомной энергетике», - так охарактеризовал депутат Госдумы Виктор Опекунов долгосрочную перспективу ядерной отрасли. Быстрые реакторы позволяют «закольцевать» ядерно-топливный цикл, многократно расширив топливную базу за счёт урана-238, решив проблемы с накоплением отработанного ядерного топлива реакторов на тепловых нейтронах, намного уменьшив образование радиоактивных отходов.

Ядерно-топливный цикл можно будет «замкнуть», когда количество быстрых реакторов достигнет 10-12% от числа всех действующих энергоблоков АЭС. Причём, по технологической готовности к промышленному применению натриевые реакторы БН далеко опережают свинцовые БРЕСТ и свинцово-висмутовые СВБР, которые находятся ещё на стадии экспериментальных разработок и не могут решить задач в масштабе всей атомной энергетики. Хотя это вовсе не означает, что где-нибудь не появятся их опытные образцы. Однако новая технологическая платформа, которая обеспечит «круговорот» ядерного топлива, будет реализовываться именно на реакторах БН. С учётом глобальности задачи, замкнутый ядерно-топливный цикл будет создаваться на основе международного сотрудничества, но с сохранением национальных интересов всех стран-участниц.

По прогнозам, к 2050 году в России будут работать 24 реактора ВВЭР на тепловых нейтронах и 58 реакторов на быстрых нейтронах. Для создания водородной энергетики к этому сроку могут появиться 14 реакторов ВТГР. И ещё 6500 МВт мощности «наберут» в сумме малые и средние АЭС, в том числе - плавучие энергоблоки и небольшие атомные станции регионального масштаба.

Кроме того, прогнозируется серьёзное развитие атомного теплоснабжения. В качестве «атомных котельных» для ЖКХ муниципального масштаба пока лидирует проект небольшого реактора РУТА.

Активно будут вестись работы и по другим направлениям - например, созданию термоядерных реакторов. Но опытно-демонстрационный образец ИТЭР, работа над которым ведётся уже сегодня, от создания конкурентоспособного термоядерного энергоблока промышленной мощности отделяют ещё многие десятилетия научного и инженерного труда.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Финансы и технологии не воплотятся в новые АЭС, если их некому будет строить и эксплуатировать. Поэтому атомный энергопромышленный комплекс России уже сегодня приступил к подготовке кадров.

Сегодня самые большие доли сотрудников в отрасли составляют рабочие (63%) и специалисты (22%). Средний возраст атомщиков - 46 лет. По каждой категории сотрудников возрастной график совпадает с ситуацией в целом по стране. К критической отметке подошёл лишь возраст высококвалифицированных научных работников и руководителей высшего звена.

Образовательный уровень в отрасли также соответствует нормативному, даже с небольшим запасом: 12% рабочих должностей занимают сотрудники с высшим образованием, в том числе - и кандидаты наук.

Таким образом, простое воспроизводство кадров в атомной отрасли налажено. Но в связи с развитием атомной энергетики потребуются дополнительные сотрудники. А здесь уже влияют общенациональные проблемы: неблагоприятная демографическая ситуация и низкая территориальная мобильность населения, не желающего покидать «насиженные» места жительства ради получения более привлекательной работы. В борьбе за кадры с атомщиками конкурируют и другие отрасли - традиционная энергетика и промышленность, где также востребованы «энергетические» специальности. К тому же, новые АЭС нужно сначала построить, а на рынке строительных профессий сложилась наиболее жёсткая конкуренция.

В подготовке новых кадров не является критической ситуация в высшем и среднетехническом образовании - здесь удастся удовлетворить возрастающий спрос. А вот по рабочим специальностям избежать дефицита вряд ли удастся, поскольку система ПТУ, которую государство отдало муниципалитетам, утратила необходимый потенциал.
По уровню зарплаты на сопряжённых рынках труда - например, по сравнению с РАО «ЕЭС» - атомщики тоже отстают.

Все эти вопросы будут учтены в целевой программе подготовки кадров атомной отрасли на 2008-2010г.г. и на перспективу до 2015г., работа над которой уже ведётся.

Роман ТОПОРКОВ

атомная энергетика, развитие, АЭС

Previous post Next post
Up