Майское путешествие к морю за Северный Полярный круг

May 21, 2015 00:51



Начало
500 километров снежной тундры и пересечение Полярного круга, мой первый автостоп и северные водители, отзывчивые охранники и «собственная конституция» Газпрома, затерявшиеся среди снежной тундры надежды увидеть северное море и отказ в проезде на территорию Ямбурга. Обо всем этом я расскажу ниже.




1 мая я проснулся от жуткого холода в вагоне. На часах еще не было 3 часов. За окном вся земля была покрыта белым покрывалом снега. В голове сразу возникла мысль, что я перестарался со своими желаниями поехать на север. Но когда я увидел поднимающийся над верхушками елей и березок красный диск солнца, я уже не мог сдержать эмоций от восторга.






Мы подъезжали к Ноябрьску. Чтобы добавить ярких красок в жизнь жителей севера, дома красят в разноцветные цвета. Ведь здесь 9 месяцев все кругом белое-белое, почти бесцветное.















Северные пейзажи из окна поезда, снятые уже на обратном пути. В ту сторону, я словно маленький мальчонка, прилип к окну поезда и с открытым ртом смотрел на проплывающие пейзажи.
























Чем холодней снаружи, тем теплей внутри.

Эта поговорка о людях, живущих на севере. Правда, с кем я не говорил об отзывчивости людей на севере, все говорили, что ситуация уже не та. А у меня сложилось все же очень хорошее впечатление о людях, которых я встретил.
Все началось с поезда. У своих попутчиков (молодой пары) я спросил, как мне добраться до выезда из Нового Уренгоя на Ямбург. Точного ответа они не дали. И парень предложил спросить у отца, который приедет их встречать. Его отец за пару десятков лет объездил северные дороги вдоль и поперек.
Первое знакомство и меня уже бесплатно везут на южное КПП в сторону Ямбурга.

От Нового Уренгоя до Ямбурга около 300 км. Поселок Ямбург является закрытой территорией и отдельной страной газпромией со своими законами. Газпром арендовал обширную территорию тундры, установил свои правила и стал качать из недр газовые ресурсы, забыв про Конституцию.
На выезде из Нового Уренгоя в сторону Ямбурга установлено 2 КПП: северное и южное. Как мне рассказали охранники с КПП, то основной трафик идет через северное КПП. Маршрутки до Ямбурга едут тоже через северное. Все маршрутки из Нового Уренгоя в другие северные города, в т.ч. и в Ямбург отправляются с ж.д. вокзала. Расписание привязано к движению поездов.

Отец парня довез меня до КПП, да еще и рассказал охране на КПП, что я самостоятельный путешественник и еду в Ямбург. Посетовал на то, что я очень неудачное время для автостопа выбрал (праздничный день и начиналась метель). А на прощание предложил записать телефон чтобы, если я не смогу сегодня уехать, мог у них переночевать. Вот это неожиданно. Меня знают всего не больше 15 минут, но предлагают ночлег. Правда, я отказался. Поблагодарил и мы попрощались.

Парни из охраны на КПП оказались нормальными. Таких путешественников они еще не встречали и считали меня немножечко ненормальным. И даже хотели сделать со мной селфи. И всячески помогали. Вначале я сам подходил и спрашивал у водителей, куда они едут, а потом мне даже спрашивать не пришлось. Все водители показывали свои пропуска. Кто едет на месторождения между Уренгоем и Ямбургом, имеет белые пропуска формата А4, а кто едет в Ямбург и дальше, имеет пропуск желтого цвета размером как пенсионный СНИЛС. Та вот потом я просто ждал, когда поедет машина до Ямбурга. Парни так прониклись моим желанием доехать до северного моря, что сами уже включились в процесс моего автостопа. Я показал им ФСБшный пропуск, рассказал, как получал его. Они мне тоже рассказали о пропусках, о своей работе, особенно зимой в 40ка градусный мороз при 100 процентной влажности.

Мокрый снег и ветер проверял мою экипировку около часа. А потом меня охранники все же уговорили зайти на КПП и погреться. Я спокойно грелся в помещении КПП и даже не переживал, что проедет моя машина. Парни ни за что не отпустили бы машину без меня. А машин здесь было не так уж и много, примерно 1 машина в 5-10 минут.
Через 1,5 часа на КПП остановился Урал. Охранник проверил пропуск и с удовольствием окрикнул меня. Урал шел через Ямбург. Он пожелал удачного путешествия и помахал мне на прощание.



Когда я только вышел на трассу, у меня, почему то возникло большое желание застопить именно Урал или Краз. Пейзажи этого сурового северного края очень выгодно будут подчеркивать мощь этой машины.

- Здравствуйте! До Ямбурга добросите? - радостно спросил я, запрыгивая в кабину.
- Садись! Только подожди, я уберу вещи - сказал водитель, собирая вещи, чтобы расчистить мне место в кабине.







- Василий! - представился водитель.
- Евгений - ответил я.
- Журналист? - спросил Василий, глядя на камеру у меня на шее.
- Нет :) Путешественник! Очень хочу увидеть север! - гордо сказал я…

Я только родился, когда Василий, отслужив в армии, первый раз приехал на север на заработки. И с тех пор остался работать в суровых краях вахтовым способом. 250 км до следующего КПП мы ехали чуть больше 6 часов. За окном мела метель, а на дороге появилась гололедица. В тундре никто не посыпает дороги реагентом. Вот она, первомайская тундра…













6 часов дороги коротали за разговорами. Я рассказал о своих путешествиях, а Василий поведал о жизни на севере. Сурово здесь. Холода бывают такие, что люди получают ожоги от холода. Кожа на лице обмораживается и образуются рубцы, словно это был ожог. Но страшнее всего выехать в тундру и заглохнуть. Обычно, в случае поломки на трассе, водители связываются с базой, чтобы прислали помощь или же просят помощи у проезжающих машин. Но, бывает так, что и сотовая связь не везде ловит, и никакая машина по трассе не проедет. И люди просто замерзали, посреди белой и холодной пустыни.

Примерно в шестидесяти километрах от Нового Уренгоя проходит линия северного полярного круга. Все эти линии и полюсы видны только на картах, да на глобусах. А здесь, если бы не стела, установленная вдоль трассы, я бы никак не догадался, что мы проезжаем линию полярного круга.




УРА, Я ПЕРЕСЕК СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ! Я ПОЛЯРНИК!




Василий возит с собой маленькую горелку с баллончиком газа и воду. С кипятком можно и в дороге перекусить, и в случае чего кофеем горячим отогреваться. Мы остановились передохнуть и попить кофе. С процессом кипячения здесь не парятся - кипятят прямо в кабине



У меня с собой еще оставался хлеб и копченая колбаса, и я предложил бутерброды к кофе. Но Вася достал пряники.
- А бутерброды, тебе еще пригодятся - сказал он мне.
Мы ехали дальше. Все так же мела метель, а на дороге начали появляться перемёты. За окном вечерело, но увидеть закат в такую пасмурную погоду было нереально.

Почти 11 вечера и мы подъезжаем ко второму КПП. Это КПП поставило точку в моем полярном путешествии, и стало самой северной точкой, на которой я побывал. Вот ее координаты



Мы остановились перед шлагбаумом. Охранник, почему то направился сразу к моей двери. Я с уверенностью протянул паспорт и свой пропуск. Он очень заинтересованно начал изучать мои документы. А потом стал расспрашивать, кто мне выдал пропуск, и где я его получил. О моих планах в Ямбурге: что буду делать, где остановлюсь на ночлег. В одном из отчетов в интернете я наткнулся на информацию, что в Ямбурге есть гостиница. Цена за койко место для газпромовцев около 10 000 руб., для туристов 4 000 руб. Охраннику я так и сказал, что остановлюсь в этой гостинице за 4000 руб.
- Где ты слышал про такие цены!? Девять тысяч рублей стоит место в гостинице! - начал пугать трудностями меня охранник.
Тут вмешался в разговор мой водитель и сказал, что там есть недорогие общаги вахтовиков.
- Но его никто не поселит туда! - снова добавил трудностей охранник - Потому что у него нет пропуска.
- А это разве не пропуск? Он выдан госорганом, ФСБ! - ответил я.
- С этим… - охранник поднял руку с пропуском, и посмотрел на меня, - нужно идти в Службу корпоративной защиты Газпром Добыча Ямбург и там получать пропуск на посещение поселка.

По лицам охранников было видно, что они в замешательстве: и отказать боятся, и пропустить, нарушив свои инструкции. Начали звонить куда-то. Судя по разговору, какому то начальнику из корпоративной защиты. Человек из телефонной трубки сказал не пропускать. Дальнейшее мое путешествие предполагало дождаться на КПП проходящей машины до Нового Уренгоя, на которой меня отправят обратно. Василий предложил охранникам другой вариант: забрать меня до буровой, где он погрузит груз и после этого он сам довезет меня до Уренгоя, ведь ему потом как раз ехать обратно. К сожалению, охранники не согласились. Вася не стал торопиться уезжать, и мы снова попили кофе с пряниками у него в кабине. А после попрощались, и я остался ждать очередную машину, а Вася поехал загружаться. Мой первый автостоп прошел интересно, и мне очень повезло с водителем.

К этому времени охранники оформили Акт о нарушении пропускного и внутриобъектового режимов за номером 233 от 01 мая 2015г. Судя по номеру, я далеко не первый нарушитель. В Акте указано нарушение п.3.2.2 и п.3.4(б) Положения о пропускном режиме. К моему удивлению, они сами показали мне это Положение и зачитали оба пункта. Тут стоит отметить, хоть я и являлся «нарушителем» по их инструкциям, но охранники вели себя вполне корректно и даже очень дружелюбно.

Когда уехал Вася, и я зашел в здание КПП, то мне предложили чаю. Здание КПП по своей форме похоже на обычный пост ДПС. Внутри предбанник примерно метр на два и окошко для отметки пропусков и предъявления документов. Остальное пространство занимает служебное помещение. В этом предбаннике мне поставили стул, чтобы я хоть мог присесть в ожидании машины. В служебное не пускали, ибо запрещено.

А потом меня поселили в номер люкс. Рядом с этим зданием стояло здание поменьше и старее. Видимо это был старый пост. Сейчас в одной из комнат этого здания стоял небольшой сервер, и стояло старое домашнее кресло. Мне разрешили разместиться на этом кресле. Рассказали, где на улице стоит туалет, и снова поинтересовались, не хочу ли я чаю. Машину я прождал 2,5 часа. Обратно я возвращался на Урале вахтовке. В кабине водитель вез кого-то в аэропорт Уренгоя. А я разместился один в вахтовке.

Расстроился ли я из-за того, что не доехал до моря? И да, и нет. Немного расстроился из-за самоуправства газпрома. А не расстроился - я ехал на машине в Уренгой и точно успевал на свой поезд. Если бы меня пустили в Ямбург, то в поселок мы бы приехали часов в 12 ночи. Искать недорогой ночлег в такое время сомнительное удовольствие. Хотя, чем холоднее снаружи, тем теплее внутри… Поспал бы я до 2 утра, а потом мне нужно было идти снимать рассвет. Но всю ночь, и потом еще весь день мела метель. Солнца даже не было видно. Хоть море еще во льду, сделать фото голышом на пляже, конечно, можно было бы. После у меня еще осталась бы возможность поспать два-три часа, и мне надо было бы стопить машину в Уренгой.
Насыщенный на эмоции и знакомства день и тепло в вахтовке совсем разморили меня. И я периодически проваливался в сон.

В Новый Уренгой мы въехали около 6 утра. Уличное табло показывало всего 3 градуса холода. Но был сильный ветер. В праздничное утро город был пуст. Только редкие пешеходы попадались на встречу.




Меня высадили в северной части города, а мне надо было попасть в южную, на вокзал. Яндекс карты показали 7 км до пункта назначения. И я просто пошел пешком по городу. В такую погоду доставать фотоаппарат не было никакого желания.

Цветущий майский парк






Новый Уренгой дал мне возможность ощутить себя значимой персоной. Несколько лет в городе строили новый современный железнодорожный вокзал. Открытие откладывалось много раз. 1 мая, в честь моего приезда, новый вокзал был открыт.



На привокзальной площади стоит на приколе первый тепловоз, приехавший в Новый Уренгой






Когда я рассказывал о своем северном путешествии, один друг сказал: - Ты, наверное, потратил кучу денег?
Странно, но это была одна из самых дешевых далеких поездок. На ж.д. билеты я потратил 5,5 тысяч рублей, и 2 тысячи с небольшим потратил на все остальное (продукты в дорогу, питался в Сургуте и Уренгое и разные карманные расходы).

Вместе со мной, в теплые города, ехали зайцы-голуби



- Что тебе привезти из края северного?
- Привези мне… составчик газовый…



Новый Уренгой, Россия, Северный Полярный круг, Ямбург

Previous post Next post
Up