Вот уже наступает 70й юбилей действительно великого праздника для русского человека - день Победы. Праздник символизирующий отвагу и самоотверженность советского народа, победу в борьбе за независимость от захватчиков, победу в борьбе над с собой. Ведь многие впервые шли воевать, для многих впервые было увидеть смерть и голод, видеть как враг отбивает атаки и наступает. Но не смотря на это нужно было продолжать сражение забыв про страх, забыв про усталость и холод.
В этот праздник обязательно нужно вспомнить и почтить память своих родных, отдавших свой долг и жизнь в той войне.
К этому празднику я попытался узнать больше и хоть частично узнать о военной судьбе своего прадеда по отцовской линии - Захарова Егора Захаровича.
К моей радости удалось отыскать хоть одну фотокарточку прадеда, пусть и не очень качественную.
Наличие множества архивов с военными делами и отсутствие прямого доступа к документам минобороны большим пятном ложиться на военную жизнь Егор Захаровича. Однако есть и приятные моменты. Министерством обороны создан интернет-проект Обобщенный Банк Данных Мемориал, в который вводится информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Из крупинок архивной информации удалось сложить картину последних дней.
Родился Захаров Егор Захарович в деревне Хирпоси Вурнарского района Чувашской Республики в 1896 году.
02 сентября 1941г., в возрасте 45 лет, был призван Вурнарским РВК в ряды Красной Армии.
Последняя весточка от Егор Захаровича пришла с письмом из полевой почты 86680. Но жена Елена Ивановна и дети не знали, где сейчас находится их муж и отец. Все дело в том, что до начала 1943 года на письмах фронтовиков указывалась настоящая нумерация воинских частей. Немцы часто захватывали письма и использовали незасекреченные номера частей. Сверив номер полка со своими справочниками, немецкие разведчики получали место дислокации и номер дивизии (армии, фронта).
Цифры 86680 полевой почты означали, что последним местом его службы стал 781й стрелковый полк 124ой стрелковой дивизии (3го формирования). Дата смерти и место захоронения тоже говорят о многом. 13 августа 1943 года, рабочий поселок №6 Ленинградской области.
С 22 июля по 22 августа 1943 года близ Ленинграда Советские войска силами 67й и 8й армии вели наступательную операцию против немецкой армии. Задачами советских войск были разгром группировки противника в районе Мги, восстановление контроля над Кировской железной дорогой и обеспечение прочной железнодорожной связи Ленинграда со страной.
Сложность в выполнении задачи добавляли и особо трудные условия местности. Вокруг располагались болота. Из воспоминаний начальника Инженерного управления Ленинградского фронта генерала Б.В. Бычевского:
Кто из воинов, сражавшихся летом 1943 года под Ленинградом, не помнит Синявинских болот!.. Даже ночью тебя мутит от зловонных испарений, от смрада непрерывно тлеющего торфа. За неделю преют и расползаются на солдатах гимнастерки. Узкие тропы между квадратами торфяных выемок пристреляны минометами противника. Здесь нередко гибнут и санитары, выносящие раненых: они не могут быстро бежать. Здесь артиллеристы тащат орудия на руках. Я видел, как одно из них ушло в болото на четыре метра. Что же здесь делать танкам, хотя они и даны для боя.
124я стрелковая дивизия к тому моменту в течение двух месяцев обучалась и несла службу на берегу Ладожского озера. Свой первый бой дивизия приняла именно 13 августа 1943 года.
Вот как вспоминает этот день немецкий пехотинец Нойенбуш Хельмут:
В предрассветной мгле около 5 часов на нас внезапно обрушился ураганный огонь русских. «Иваны» били по нам из орудий крупного калибра, танков, минометов, словом, из всего, что могло стрелять! Начался ад в чистом виде. Все бескрайнее заболоченное пространство перед нами буквально пылало от вспышек выстрелов. Ничего нельзя было разглядеть! А потом снова вернулась ночь - воздух наполнился густым пороховым дымом и песчаной пылью, от которой саднило в глазах. В нашу уже полуразрушенную огнем землянку ударил новый снаряд… Тем временем русские пехотинцы стали с обеих сторон обходить наш ротный командный пункт. Их превосходящие силы - на наш участок бросили не меньше парочки дивизий - вплотную приблизились к нашим окопам и траншеям. С криками «ура» мы, как обезумевшие, пытались отбиться, забрасывая их ручными гранатами… Наши шестиствольные минометы и артиллерия, придя в себя, вели огонь по атакующему противнику. Повсюду царила кровавая неразбериха, полнейший хаос. Многочисленные потери противник постоянно возмещал новыми солдатами. Да и наши ряды редели, что серьезно ухудшало наше и без того непростое положение. Казалось, все кончено… Потом наконец прибыли обе резервные группы роты под командованием обер-фельдфебеля Борхерта. Началась последняя и решающая контратака за возвращение позиции. В кровопролитной рукопашной схватке, стенка на стенку, обер-фельдфебелю со своими храбрыми бойцами все же удалось сдержать и отбросить наседавших русских. Прежний передний край обороны теперь полностью был в наших руках.
В этой «адской кровавой неразберихе войны» погибло много солдат. Среди воинов, сложивших свою жизнь за свободу своей Родины, был Егор Захарович.
А мой брат сегодня почтил память прадедов по материнской линии, пронеся их портреты в марше Бессмертного Полка