Этимология базовых обсценных (неприличных) слов русского языка - 2

Mar 04, 2015 10:38

Рассмотрим следующее слово - наверное, второе по частоте употребления. Вот что о нём известно:

ЕБАТЬ - инициативно совершать половой акт.

Этимология: Из праславянской формы *jěbati, связанной с праиндоевропейским *jebh-/*oibh- или *ojebh- «совершать половой акт». Родственно древнеиндийскому यभति (yabhati) и греческому οίφα, οίφέω (с таким же значением, как в славянских языках).

К сожалению, глоттохронология не в состоянии подтвердить данную этимологию, т.к. теория "праиндоевропейского языка" - сугубо гипотетическая, ибо народы - его носители - не имели письменных культур и не оставили после себя никаких надписей и текстов. Кроме того, количество теорий генезиса "праиндоевропейского народа" не поддаётся подсчёту и в точности соответствует пословице "всяк кулик своё болото хвалит". Нет ответа на вопрос и о дальнейшей этимологии: откуда это слово появилось в "праиндоевропейском"?

Слово ЕБАТЬ прослеживается в русском (старославянском) языке с XII века. Так, на берестяной грамоте из Старой Руссы написано (фрагмент текста): "Якове брате, еби лежа, ебехото, аесово":



Свободное владение термином в бытовой речи свидетельствует о давней традиции и массовости его употребления. В подобных случаях принято обращаться к греческому языку, оказавшем значительное влияние на славянские языки. Но если верить вышеприведённой цитате из интернет-словаря, то её авторы ограничились родственным οίφα, οίφέω с аналогичной семантикой, в чём видится их ошибка, т.к. в греческом языке есть ряд слов, созвучных с русскими ЕБАТЬ, ЕБЕ- и ЕБИ:

1. Ἣβη (=дор. ἥβᾱ) [(h)ebe] - Геба, Гебея (дочь Зевса и Геры, жена Геракла, богиня юности).

2. ἡβάσκω [(h)ebasko] - становиться юношей, достигать возмужалости.

3. ἡβάω [(h)ebao] - быть в юношеском возрасте, быть возмужалым.

4. ἥβη [(h)ebe] (= дор. ἥβᾱ) 1) юность, молодость; 2) юношеская сила, свежесть, бодрость; 3) отроческий возраст (в Афинах - 16, в Спарте - 18 лет); 4) юношество, молодёжь; 5) анат. лобок.

5. ἡβητήρ [(h)ebeter], ῆρος [(h)eros] юноша, отрок.

6. ἡβητήριον [(h)ebeterion] - гебетерий, место для собраний и увеселений молодёжи.

7. ἡβητής [(h)ebetes] - юношеский.

Транскрипция, например, [(h)ebe] предполагает несколько диалектных вариантов: ГЕБЕ, ХЕБЕ и ЕБЕ. Как пример - варианты грециизированного имени древнеегипетского солярного бога: ГОРУС, ХОРУС, ОРОС. Аналогично - в остальных 6 примерах. Ко всем можно сделать несколько замечаний:

1). Значения приведённых слов связаны с юностью, расцветом сил и достижением совершеннолетия (16-18 лет).
2). Молодёжь, достигшая возраста ГЕБЕ (ЕБЕ), имела право посещать ГЕБЕТЕРИИ (ЕБЕТЕРИИ), где проводились увеселительные мероприятия: мальчишники, девишники, etc.
3). Одно из значений слова ἥβη - ГЕБЕ (ЕБЕ) - означает интимную часть тела - лобок, который также называют "бугорком Венеры".
4). У слова в примере №5 (ἡβητήρ) есть синоним ῆρος, одно из диалектных прочтений которого даёт слово ЭРОС, т.е. - имя древнегреческого бога любви Эрота (Эроса), соединяющего юношей и девушек. Кроме того, диалектное ХЕРОС фонетически и семантически очень близко к русскому слову ХЕР, из чего можно заключить, что оно послужило для последнего этимоном.
5). Слова омонимы - имя Ἣβη и слово ἥβη - относятся как к девушке, богине юности Гебе, так и к юношам.

Вышеперечисленное наводит на мысль о коннотации приведённых слов с библейским сюжетом об Адаме и Еве, которые, вкусив плоды с "дерева познаний", вступили в интимную связь. Соответственно, в имени богини юности Гебы (Гебеи) отчётливо слышится имя Евы (особенно в дорическом ἥβᾱ), и кажется, что получен ответ на вопрос о происхождении семейства слов с морфемой ἥβη [(h)ebe]. Но в действительности эти имена происходят из древнеегипетского языка, а библейский рассказ об Адаме и Еве восходит к древнеегипетской мифологии. Согласно мемфиской теогонии, демиург Птах воссущетсвовал из Нуна. Воплотившись, он стал творить всё сущее силой мысли и слова. Произнёс "Атум" и тут же из Первозданного хаоса воплотился сын Атум по образу и подобию отца. Параллель с ветхозаветным текстом более чем очевидная, причём имя Адам - это слегка видоизменённое имя Атум.

С Евой - немного сложней. Необходимо обратится к другому мифу, в котором задействованы иные действующие лица. Согласно одному из древнеегипетских космогонических мифов ("Египетская мифология", Рак И.В.), бог Солнца сотворил небо (богиню Нут), землю (бога Геба) и разделил их богом ветра Шу. Впоследствии, однако, узнал, что Нут и Геб по ночам сожительствуют, отчего пришёл в негодование и наложил на них проклятие на все 360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из дней не могла родить детей, т.к. в египетском календаре было только 360 дней. Небесная богиня в отчаянии воззвала к Тоту, моля о помощи. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь. Тот недаром слыл мудрейшим из богов: после долгих раздумий он все-таки нашёл, как поступить. Если проклятия снять нельзя, значит, остаётся одно: создать новые дни, на которые проклятие Ра уже не распространялось бы. В облике ибиса Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет (игра наподобие шахмат) для развлечения. А ради азарта, чтоб интересней было играть, Тот и Луна поставили на кон 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал победу, и Луне волей-неволей пришлось расплачиваться. Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их у Луны - с тех пор лунный год длится всего 355 дней, - и присоединил к солнечному году, который отныне стал равен 365 дням. Выигранные у Луны 5 дней Тот назвал "те, что над годом" (эпагомены): пять предновогодних дней не причислялись ни к одному из месяцев. Пять новых дней - "тех, что над годом" - Тот сразу же посвятил Ра: не станет ведь бог Солнца проклинать, как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвящённые ему самому! И, конечно, он умилостивит свой гнев после столь щедрого верноподданного подарка! Тот не обманулся в своих расчётах. Владыка его простил, и богиня неба отныне могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Хора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Нефтиду.

Сохранились множественные иллюстрации о взаимоотношениях Нут и Геба:



Рисунок из «Папируса Тамени»; XXI династия; Британский музей, Лондон.

Существует любопытная версия, согласно которой одна из сцен "Туринского эротического папируса" изображает слияние бога земли Геба и богини неба Нут:



Таким образом, Геб персонифицирует инициатора полового акта, что полностью совпадает с семантикой исследуемого слова ЕБАТЬ. Созвучны и сами слова: ГЕБ ≈ ЕБ.

Из рассказа о злоключениях Нут и Геба библеист заимствовал канву: Нут и Геб познали друг друга вопреки воле Создателя, который рассердился и наложил на любовников проклятье. В данном случае "библеист" - это некий фантомный персонаж, на которого можно списать неразбериху с именами и сюжетами, что, впрочем, немудрено, учитывая большое количество вариантов разных мифов, созданных в Египте за длительный промежуток времени. В Библию в итоге попала сильно переработанная компиляция, в которой Атуму (Адаму) "назначили жену" Еву, чьё имя происходит от имени бога Геба, что и привело к путанице, указанной в Замечании 5 (см. выше). Женская ипостась Геба - это дань представлениям о плодоносящей матери-земле. В Древнем Египте с его монотеистическим солярным культом, напротив, доминировали космологические представления о женской ипостаси неба: вечером богиня неба Нут глотала Солнце, а утром его рожала; её супругом был бог земли Геб. Плодородие, в свою очередь, персонифицировал андрогин Хапи.

Заключение

1. Ближайшая этимология слова ЕБАТЬ восходит к библейскому имени ЕВА, от которого образован глагол с окончанием -ать. Примеры подобного словообразования в русском языке:

Гор (имя) - гореть;
жар - жарить;
пелена - пеленать;
вид - видеть;
гром - громить;
явь - явить;
и т.д.

Дальнейшая этимология восходит к имени древнеегипетского бога земли Геба, образ которого недвусмысленно коннотировался с половым актом.

2. Имя Геба нашло отражение в семействе слов древнегреческого языка, означающих молодость, эротику и сексуальные развлечения.

3. Гипотезу "праиндоевропейской" этимологии слова ЕБАТЬ следует считать надуманной и не имеющей под собой никаких оснований, как и всю теорию праиндоевропейского народа. Во всяком случае, доказательств её нет и быть не может.

4. Проследить этимологию древнеиндийского слова यभति (yabhati) не представляется возможным, ввиду ненадёжности хронологии древнеиндийской истории, поэтому сложно определить период вхождения в оборот указанного слова. Подобные этимологии, возводящие генезис слов к древнеиндийскому языку (санскриту), - дань теософской традиции, заложенной Е.Блаватской в XIX веке и получившей широкое распространение в мире.

Previous post Next post
Up