В прикосновении к истории ожили две балетные соперницы.
Большой балет представляет "Утраченные Иллюзии" в Париже
By ROSLYN SULCAS, JAN. 6, 2014
The New York Times
http://www.nytimes.com/2014/01/07/arts/dance/bolshoi-performs-ratmanskys-lost-illusions-at-paris-opera.html?ref=arts&_r=0 Они кажутся сошедшими с картин Дега (Фото: Дамир Юсупов)
ПАРИЖ - Сюжетные балеты. Три действия, персонажи, костюмы, декорации, мелодичная музыка. Любимые массовой аудиториeй, они были не в моде у современных, прогрессивно мыслящих хореографов в течение многих лет.
Но в последнее время произошли резкие перемены, снова возник интерес к сюжетному повествовательному балету, и никто не был более важным для этого возрождения, чем Алексея Ратманский, хореограф русского происхождения, чей полнометражный балет "Утраченные иллюзии" в исполнении Большого балета из Москвы был впервые показан в Пале Гарнье в субботу вечером.
Г-н Ратманский, штатный хореограф Американского балетного театра с 2009 года, с 2004 по 2008 год был художественным руководителем балета Большого театра, и именно там он начал специализироваться на воссоздании забытых балетов с советских времен . Эти постановки ("Светлый ручей", "Болт", "Пламя Парижа") были первыми полнометражные балетами десятилетия, показавшими новые возможности этого жанра. Все это благодаря способности г Ратманского представить исторический контекст, и, в то же время, блестяще развертывая балетную "лексику", рассказывать истории и создавать характеры.
Смотреть полнометражный балет г-н Ратманского - это видеть традиционную, форму взятую в "кавычки". [т.е. - это стилизация самой формы, я так понимаю -прим.пер]. Его пьесы, основанные на литературе или существующих либретто не есть реалистические воссоздания неких эпох, но видения прошлого через призму современности. "Утраченные иллюзии", вдохновленные романом Оноре де Бальзака 1843 года, не являются исключением.
Поставленный на специально заказанную партитуру композитора Л.Десятникова, "Утраченные Иллюзии" были первым балетом, созданным Ратманским для Большого после его переезда в Нью-Йорк.
Его премьера в апреле 2011 года была вскоре после назначения Сергея Филина художественным руководителем балета театра. В январе прошлого года г-н Филин был травмирован и частично ослеплен в следствие кислотой атаки, вызвавшей в балетном мире много шума и серьезные потрясения в Большом театре. Бывший танцовщик театра, Павел В. Дмитриченко, был приговорен в прошлом месяце к шести годам колонии общего режима за заказ нападения. (Г-н Филин, в темных очках, был на премьере в субботу; пресс представитель Большого театра заявила, что его зрение одного его глаза "в довольно хорошом состoянии", но что дальнейшие операции необходимы для другого.)
Тем не менее, успешные гастроли Большого в Лондоне летом прошлого года продемонстрировали, что театральная жизнь продолжается. Труппа находится в прекрасной форме в "Утраченных иллюзиях", в балете, который предлагает несколько актерски важных ролей, а также драматические интерпретирующие возможности для воплощения его трех центральных персонажей. Г-н Ратманский последовал либретто 1936 года, написанное Владимиром Дмитриевым для прожившей не долго постановки Ростислава Захарова в Мариинском балете, в котором герой Бальзака, Люсьен, является композитором, а не писателем, а центральные женские персонажи, Корали и Флорина, являются балеринами, а не актрисами.
Это позволило г-Ратманскому предаваться его любови к истории балета и обширным знаниям былых стилей, благодаря композициям Люсьена в виде двух балетов-внутри-балета, которые дают нам поворотные моменты повествования. Персонажи-балерины имеют в прототипе реальное балетное соперничество 19-го века между Марией Тальони, отождествляемой с воздушными романтическими балетами, такими, как «Сильфида», и огненной Фанни Элсслер, которая специализировалась на цыганской и другой экзотике.
Корали, которую в субботу танцевала приглашенная балерина Диана Вишнева, это типаж Мари Тальони, и мы видим часть балета "Сильфида", который Люсьен (Владислав Лантратов) сочинил для нее. Флорина (Екатерина Шипулина) является ее земной, соблазнительной соперницей, и когда Люсьен уступает ее прелести и ставит под угрозу свои художественные идеалы в создании балета для нее, происходит его предательство искусства.
Все это восхитительно для балетоманов, которые могут упиваться изобретатльностью воссоздания г Ратманским этих миниатюрных балетов и сцен в студии, которые кажутся сошедшими с картин Дега, с аккомпанирующим скрипачом и вооруженным палкой балетмейстером (Яном Годовским). Моментальное впечатление узнаваемости достигается не только благодаря оформлению спектакля со сдержанными, оттенка сепии парижскими фасадами, балетной студией и квартирой Корали работы Жерома Каплана, но также и прекрасно стилизованной хореографии г Ратманского, которая схватывает эти слегка закругленные плечи и меньшего масштаба стиль того времени, без ущерба для более современной сложности или изысканности.
Эти сцены - и особенно, балет «Сильфида», в котором Люсьен зеркально копирует движения премьера-танцовщика (чистые линии Артема Овчаренко), воображая себя героем балета с Корали - чудесно изобретательны. Их историчность противостоит более традиционным движениям Люсьена и Корали (па де де сложное, но врезающееся в память), и стилизованным, почти карикатурным па балетмейстера и подобия крдебалета, которые двигаются с преувеличенным стаккато. Это интересный прием, и он передает определенную ироническую дистанцию, используя быструю зарисовку, чтобы дать представление о времени и типичности.
Г-н Десятников, чья музыка Г-н Ратманским на сегодняшний день использована в четырех балетах , сам также предлагает стилизованные моменты, вызывая ассоциации с Дебюсси в широких, романтический сольных разделах фортепиано (прекрасно иплненных Лукасом Генюшасом), которые символизируют мечты Люсьена и его художественное творчество, а иногда пародируя «плохую» музыку, которю хотят Флорина и ее покровители. Как и г-н Ратманскому, г-ну Десятникову удается включить чувство современности в этот портрет прошлого; его музыка часто ритмически непредсказуема, и использование им двух певиц (Светлана Шилова и Екатерина Троттман) удивительно, но эффективно.
Это все, конечно, хорошо. Но "Утраченные иллюзии" ослаблены центральной проблемой: отсутствие сюжетной линии, достаточно прочной, чтобы выдержать перегруженные эмоции главных образов. Сложности романа сводятся к одной нити: молодой художник испорчен соблазнами жизни и любви в большом городе. Но все, что мы видиом, это: Люсьен принимает деньги и лесть от Флорины и ее покровителей, что, кажется, не достаточно ужасным, чтобы спровоцировать высокую драму, которая наступает в конце, когда Корали, сломавшись, идет порочным путем, и Люсьен, отчаявшись , понимает, что он потерял все.
На г-жу Вишневу прекрасно смотреть во всех отношениях, с ее текучестью, незримой стальной техникой и великолепно гибкой спиной. Но ее мелодраматическое отчаяние, когда Люсьен приносит домой его нечестным путем заработанные деньги, кажется, довольно расходится с ее прежним расчетливым флиртом и с попыткой обмана ее покровителя, Камюзо (красиво самодовольный Егор Симачев). И г-н Лантратов, смотрящийся трогательно молодым и имеющий красивую линию и плюшевый прыжок, так и не смог привнести побольше сложности и интенсивности в его характер - потенциально самую интересную и полностью развитую роль в балете, с несколькими исключительно изобретательными (и трудными) соло.
Г-жа Шипулина, с гораздо менее драматическими задачами в роли, показала мерцающую деликатность и точность стиля, даже делая фуэте на столе или избавляясь от бандитов в "В Горах Богемии" (очаровательной стилизации комических балетов 19-го века, как “La Fille du Bandit”), который она уговарила Люсьена сочинить для нее.
В итоге, несмотря на прелести балета, сильные выступления и умение г-на Ратманского соткать из частных историй полотно социального ландшафта, "Утраченные иллюзии" не в полной мере убедительны. Наиболее интересным аспектом является взгляд хореографа на прошлое балета и его ясно убеждение, что история балета имеет смысл в настоящее время. Если это и не полностью ему удалось здесь показать, его постановка, тем не менее, является впечатляющей.