Большой театр в круговом танце власти. Саймон Моррисон. (перевод)

Nov 28, 2013 15:38



The New York Times

The opinion pages.

(by Simon Morrison)

The Bolshoi’s Spinning Dance of Power

Published: November 25, 2013

http://www.nytimes.com/2013/11/26/opinion/the-bolshois-spinning-dance-of-power.html?smid=tw-share

От переводчика: Профессор Принстонского университетa, Саймон Моррисон, дает интересный очерк последних событий в русской культуре, делая при этом некоторые прогнозы и ссылаясь на историю. Множество допущенных неточностей несколько мешают восприятию ценных наблюдений и весьма озадачивающих выводов автора.

Знаменитый московский Большой театр находится в кризисе. В январе прошлого года Сергей Филин, художественный руководитель балета Большого театра, был почти ослеплен, когда, возле его квартиры в его лицо плесенули дистиллированной аккумуляторной кислотой . Павел Дмитриченко, непредсказуемый солист, который обозлился на Филинa за то, что тот не давал его подруге,  балерине, желаемых ролей, сначала признался в организации нападения, а потом - отказался. Процесс по его делу в настоящее время ведется, но мне кажется предрешенным, что он будет осужден и приговорен к дюжине или более лет в исправительных колониях.

Варварское преступление не заставило замолчать критиков г-Филина, главным из которых является Николай Цискаридзе, еще один бывший солист [премьер - N.] Большого . Он выступил в духе персонажей запутанных криминальных историй Достоевского о преступных заговорах, финансовых схемах и личном соперничестве в Большом. После того, как его заподозрили в причастности в нападении прошлой зимой, он развернул в обществе кампанию в свою защиту, давящую на тогдашнего генерального директора Анатолия Иксанова. И г-н Цискаридзе и г-н Иксанов после этого были уволены из Большого театра.

Более недели назад г-н Филин вылетел в Германию для последней операции, чтобы спасти его правый глаз, но процедура была отложена. Он вернулся в Москву, чтобы противостоять обвинениям в вымогательстве от 19-летней балерины, Joy Womack, уроженки Техаса и артистки (до недавнего времени) кордебалета  Большого. Откорректированное цензурой интервью с г-жой Womack появилось в газете Известия, которaя, из реакционных политических соображений, приняла сторону г-на Цискаридзе в его кампании против г-на Филина и администрации Большого театра. Старшие танцовщики и преподаватели оспаривают ее претензии, а г-н Филин просто хочет вернуться к работе; он надеется осуществить свою мечту о серии балетов по пьесам Шекспира, в том числе "Гамлет" и "Укрощение строптивой".

Балет - искусство саморазрушительное, ставящее волю выше тела.  Великие танцовщики выходят на пенсию в в физическом состоянии, подобном руинам; следующее поколение осваивает роли. Такой же импульс наблюдается политически в течение истории России. Нация неоднократно "демонтировала" себя во имя обновления. Учреждения разрушались, или им дозволялось рухнуть самим, чтобы облегчить их переделку правящей властью. Большой воспрянет из этого смутного времени чтобы лучше отобразить ностальгический империализм России Владимира Путина.

Правду гласит пословица, что балет является самым русским из искусств и Большой театр -это самый русских из театров. С момента своего основания в 1776 году, правительство рассматривало его в качестве символа власти - идеологического ли, коммерческого, или обоих. На его сцене было много как искусства, так и политики. Сталин выступaл с речами в Большом театре перед запуганными чиновниками коммунистической партии, каждый из которых боялся прекратить аплодисменты первым.  Конкурирующие бюрократические органы надзирали репертуар, подвергали цензуре сценарии и поддерживали изобретение жанра (известного как драмбалет), способного передать марксистско-ленинское содержание. В истинном духе  социалистического реализма из-за кулис выползали бульдозеры перед зрителями, крестьянами и рабочими.  В то же время, Большой был призван сохранить русскую традицию, чтобы поддержать прекрасное прошлое как завещание славному советскому будущему.

Когда же это будущее проявилось в 1991, в течение провалившегося заговора свергнуть Михаила Горбачева, советское телевидение показывало не сцены проишодящего на улицах, а балет "Лебединое Озеро" Большого театра. Это только кажется, все это было давно. В русском воображении история движется по-кругу; настоящее возвращается к прошлому, чтобы повторить его. Жуткие периоды неопределенности, когда настоящее уже дискредитировано, а привычный виток (из прошлого) еще не настал, часто нервозно называются здесь  "безвременьем", то есть временем без времени.

Кремль обратил внимание на разногласия в Большом театре прошедшим летом и назначил нового генерального директора, Владимира Урина. У этого человека нет особого терпения для интриг и еще меньше - для мистера Цискаридзе. Согласно широко распространившемуся обзору событий Ксенией Собчак, г-н Урин ответил предложению министра культуры о том, чтобы вернуть г-на Цискаридзе  в Большой театр российским эквивалентом  выражения "только через мой труп" [ вообще-то так и по-русски говорят - прим.пер].

Г-н Цискаридзе, возможно, последовал бы за когда-то звездой Большого театра Ниной Ананиашвили, вернувшись обратно в родную Грузию. Но произошло нечто неожиданное. 28 октября он был назначен исполняющим обязанности ректора именитой Академии балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, одной из самых престижных в мире балетных школ.

На пресс-конференции, обьявившей о его коронации, г-н Цискаридзе был робок, его бравада осталась в Москве. Ему не хватает административного и педагогического опыта, но он пользуется поддержкой министра культуры Владимира Мединского. Возможно, это в рамках подготовки к его последней роли, г-н Цискаридзе уже погрузился в изучение права между выступленями в качестве судьи на русской версии "Танцев со звездами".
Существует также проблема методики. Техника танца Большого, такая,  как и г-на Цискаридзе, является менее сбалансированной и более рискованой, по сравнению с неоклассическими строгостями методики А. Я. Вагановой. Образ балерины как сильфиды из музыкальной табакерки - родом из Санкт-Петербурга; Черный лебедь является владением Большого театра. Но г-н Цискаридзе может претендовать на защиту и покровительство влиятельных кругов. Подобно тому, как Распутин очаровал императрицу Александру - еще до падения династии Романовых в 1918 году, так же магнитнетизм г-нa Цискаридзе, предположительно, очаровал жену президента РОСТЭК, контролируемой Кремлем фирмы, которая разрабатывает современные системы вооружения.

Наиболее важным чиновником от культуры в стране являтся, по определению, г-н Мединский. Тем не менее, он должен также прислушиваться к советам Валерия Гергиева, доверенного лица Путина. Эта деталь не объясняет назначения г-на Цискаридзе в Вагановку. Тот факт, что г-н Гергиев тоже близок к главе РОСТЭК - возможно дает объяснение. Помимо работы "на полную дирижерскую ставку" во всем мире, г-н Гергиев возглавляет многоуровневый Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Он выдвинул идею поглощения академии им.Вагановой, Санкт-Петербургской консерватории и Российского Института истории искусств единым оперно-балетным пространством под его контролем, как, во многом, из материально-технических, так и художественных соображений. Бывший ректор Вагановой, Вера Дорофеева, сопротивлялась этой идее. Это не принесло ей никакой пользы.

На данный момент, г-н Гергиев, кажется, внял критике такого решения  и дал задний ход своей попытке свести театры [культурные учреждения] Санкт-Петербурга в общее произведение искусства. Но его действия возможно уже прописаны в сценарии истории. В 19 веке, самый властным чиновником от культуры в стране был Иван Всеволожский, который, как интендант императорских театров, был царем всей оперы и балета. Г-н Гергиев является его реинкарнацией в 21-м веке. На сегодняшний день, однако, он не выразил заинтересованность в надзоре за деятельностью Большого театра. Если же это произойдет, то исторический виток, со скандалами и всем прочим, будет совершенно законченным.

Саймон Моррисон, профессор музыки Принстонского университета., пишет историю балета Большого театра.

Дорофеева, tsiskaridze, vaganova, Саймон Моррисон, joy womack, sergei filin, Гергиев, simon morrison, Цискаридзе, gergiev

Previous post Next post
Up