Капустин Константин
«Город грехов»
Если вы старый хрыч 80-ти лет с гаком не ждущий от жизни ничего, кроме дежурной чашки сладкого чая поутру или занудный критик, который постоянно талдычит о кризисе идей в современном искусстве, то этот фильм точно не для вас. У любого другого зрителя он наверняка найдет живой отклик в душе.
Прежде всего, хотелось бы отметить блестящий как актерский (Брюс Уиллис, Микки Рурк, Бениссио дель Торро, Элайджа Вуд, Джессика Альба, Майкл Мэдсен и т.д.), так и режиссерский состав (Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Фрэнк Миллер). От подобного творческого союза сразу ждешь чего-нибудь особенного нетривиального. Правда, все тот же скептически настроенный критик непременно возразит: «Да ну, разве же это показатель? Скорее наоборот! Такой набор знаменитостей в наше время свидетельствует лишь об одном: перед вами очередная лихо скроенная халтура». «Да-а-а уж, что верно, то верно! - поддержит нашего скептика желчный старичок и, клацнув вставной челюстью, добавит: А раньше-то фильмы были лучше». Возможно и так, возможно, есть правда в их словах, но только не в отношении этого фильма. Назвать его халтурой язык не повернется, пожалуй, ни у одного из зрителей.
Если прибегнуть к определению или некой классификации, без которой не мыслят искусство ни дотошные критики, ни их собратья искусствоведы, то «Город грехов» можно отнести к криминальному триллеру в стиле нуар. Литературной основой для его создания послужили комиксы знаменитого художника Фрэнка Миллера. Здесь, кстати, можно было бы вновь усомниться относительно качества этой ленты. Ведь в последние годы все попытки переложить комикс на язык кино не приводили к особо впечатляющим результатам. Получалось нечто вроде сказочной истории набитой однобокими по характеру персонажами во главе с супергероем - этаким типом с кучей комплексов или как минимум одной психологической травмой, полученной либо в детстве, либо по ходу действия.
В «Городе грехов» создатели иначе выстраивают систему взаимоотношений персонажей и их характеры. Во многом тому способствует визуальное решение. Через изумительно стильную черно-белую картинку воссоздана воистину шекспировская драма. Бархатные, глубокие, как бездонный колодец тени, жемчужные полутона и яркий, контрастный свет находятся постоянно в напряженном соприкосновении. Они не просто рисуют предметы, они противостоят друг другу. А выборочные вкрапления других цветов усиливают общий драматический и психологический эффект.
Сам город, в котором копошится жизнь, предательски соблазнителен, обманчив и, главное, губителен для всего, что тянется к свету. Даже в его названии «Basin» - внешне благопристойном, замечаешь то и дело последние три буквы, верно описывающих его суть («sin»-грех). Он прогнил насквозь. В его пределах всем заправляет порок. Коррумпированные чиновники и продажные полицейские в сговоре с мафией. По улицам слоняются извращенцы и уроды. Лишь немногие способны жить в этом кошмаре, сохранив в себе что-то человеческое.
Три истории с общим прологом и эпилогом составляют сюжет фильма. Их герои обычные жители города. Полицейский Хартиган стремится защитить девочку от сына-извращенца кардинала Рорка. Уличный громила Марв разыскивает убийцу своей возлюбленной Голди ради торжества справедливости. Боевик Дуайт вызывается отстоять права горстки проституток, занимающих один из кварталов города. Они ведут борьбу за свободу и справедливость, а любовь дает им силы выжить в этой неравной битве.
Действительность здесь вся соткана из противоречий. Правда оказывается не там, где ее ищешь, а ложь - там, где ее не предполагаешь найти. В такой реальности самая последняя блудница честнее перед богом и людьми, любого священника. А внешне грубое и безобразное чудовище способно на нежнейшее проявление чувств. И наоборот. За кротким, милым созданием, порой, скрывается Иуда, а в преданном на вид напарнике - коварный враг.
«Городу грехов» удается избежать свойственных комиксовому жанру чрезмерно нарочитых преувеличений и обострений образов, а также некоторой искусственности в конструировании вымышленных ситуаций. Благодаря выбранному графическому языку искусственность и нарочитость трансформируются в образность и психологизм. В героев веришь, им доверяешь и погружаешься в их мир, как в свой собственный.
Этот фильм большая творческая удача, настоящее событие в мире кино. Именно поэтому сильно завидуешь всем тем, кто только еще собирается его посмотреть.