Внеплановый взрыв мозгов от Дэвида Кроненберга! В череде просмотров - фильм «Naked Lunch».
Уже само название пытаются переводить по-разному, не говоря о трактовке фильма. Самые популярные варианты - «Обед нагишом», «Голый завтрак», «Нагой обед».
Я лично для себя остановилась на своем собственном - «Обнаженный завтрак».
Автор романа «Голый завтрак» (1959 г.), на основании которого строился фильм, Уильям Берроуз так говорит о названии:
«Название предложил Джек Керуак. До недавнего своего выздоровления я не понимал, что оно означает именно то, о чём говорят эти слова: ГОЛЫЙ завтрак - застывшее мгновение, когда каждый видит, что находится на конце каждой вилки».
Я же остаюсь в некоем неоднозначии по поводу этого названия… То ли обнажается биография автора в рассвете жизни главного героя, то ли отражается мир увлеченных наркотиками людей, не ощущающих времени и места…
Главный герой Билл Ли не чужд ярких наркотических приходов… Он работает истребителем тараканов, используя в своих целях ядовитый порошок. На этом все нормальные данные в фильме заканчиваются, и начинается выворачивание сознания на изнанку.
Жена нашего героя Джоана Ли крепко сидит на этом самом тараканьем порошке… Яд тараканий отравляет человеческие умы, извращает реальность, погружает в иные миры…. Вокруг появляются какие-то ужасающие тела, дикие жуки-агенты, способные трансформироваться с печатные машинки и разговаривать анальными отверстиями (да простит меня почтенная публика за столь мерзкие подробности).
Ли всерьез считает себя секретным агентом, причем на связь с ним выходят те самые жуки… И одно из первых заданий - убить жену, которая несомненно вражеский агент…
И дальше один из ключевых моментов фильма: с одной стороны в его планах не было убийства жены - он с нескрываемой эйфорией размазал каблуком ботинка по столу жука, отдавшего такой приказ; с другой - дома он обнаруживает жену в объятьях лучшего друга Хэнка.
Поиграть в «Вильгельма Телля» совсем не сложно, жена привычным жестом водружает бокал на голову, но… бокал остается целым, а вот жена падает замертво… Зрителю остается лишь гадать - это промашка наркотического угара, месть за измену или выполнение задания агента…
Мне дики такие игры. Вильгельм Телль признавался, что если бы вышла промашка в случае с его сыном - следующую пулю он бы послал в Геслера, выбравшего такой вид наказания… Наш же герой далек от самоистязания, он лишь на секунду сожалеет о содеянном…
Так или иначе, но теперь он вынужден скрываться…
Ему советуют убраться в Интерзону - значение этой территории мне не совсем понятно, но здесь уже реальность отсутствует полностью.
В Интерзоне наш «агент» активно строчит отчеты на тех самых жуках-пишущих машинках, с которыми периодически вступает в какие-то обсуждения и получает какие-то советы или указания…
В Интерзоне он встречает Джоан Фрост, как две капли воды похожую на жену.
В конце фильма ситуация повторяется…
Для побега из Интерзоны Ли должен доказать пограничникам, что он писатель. Выбор оказался диким - он пытается повторить трюк со стаканом, но безуспешно. Джоана Фрост убита, так же, как и жена. Увидев это, пограничники спокойно пропускают Ли в Аннексию. Тест пройден…
А суть здесь проста и известна всем почитателям фильма.
Кроненберг умудрился не просто экранизировать казавшийся недоступным для этого сюжет книги, но еще и тесно переплести с жизнью самого автора…
Уильям Берроуз в наркотическом угаре стрелял в свою жену и убил ее, более того, позже признался, что никогда бы не сел писать, если бы не это событие в его жизни…
Безумно-дикие персонажи, наркотическая дымка порошка, фобии и ужасающие поступки. Мне всегда странно смотреть такие фильмы… Человеку, далекому от наркотиков, такой фильм никогда не передаст всей сути галлюцинаций и глубины проникновения в несуществующее… Опять же Интернет визжит от восторга, восхищается всеми деталями, смакует подробности.
Для меня же этот фильм дичь из другого пространства, но дичь, которая определенно заслуживает внимания. Когда фильм формирует крайне полярные точки зрения от не понимания до восхищения - он всегда стоит потраченного времени. Я не испытываю эйфорического восторга, и это честно… Но есть ощущение, что стоит пересмотреть этот фильм позднее, дабы сменить цикл восприятия…
Сергей Палыч жаждал мое мнение по этому фильму, не скажу насколько оно здесь четко высказано, но я попыталась как-то зафиксировать свои мысли.
Теперь приглашаю к обсуждению и желаю услышать встречные оценки и мнения.