"Историография" Орбини

Oct 02, 2020 21:44





ля тех, кто знает славянский язык, совершенно ясно, что приведенные выше слова древних вандалов суть славянские. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что готы, остроготы, визиготы, гепиды, геты и вандалы были славянами по национальности и языку. Прокопий Кесарийский, находившийся в войсках Велизария во время его походов против готов и лично посетивший все эти народы, также признает, что все они одной нации, имеют одно имя и говорят на одном языке, по его выражению, готском. О происхождении аланов написал Петр Крусбер в своем труде о северных народах. Он утверждает, что они были венедами, т.е. славянами. Это подтверждают также Еремей Русский в своих анналах и Матвей Меховский, причем последний пишет, что аланы, вандалы, свевы, бургунды жили в царстве Польском и говорили на польском, т.е. славянском языке. Пьерфранческо Джамбулари и Иренико утверждают, что богемы произошли от этих алан, которых Карл Вагрийский называет славянами.
( Свернуть )

Крусбери, Альберт Кранций причисляют к славянским народам также и верлов. Карл Вагрийский пишет, что нашел во Франкфурте рукописную книгу одного автора, писавшего о Германии, в которой убедительно доказывается, что верлы были славянами. Судя по древности манускрипта, пишет Карл Вагрийский, автор мог быть знаком с внуками и правнуками самих верлов, Альберт Кранций в I кн. «Истории вандалов» приводит многочисленные доказательства в пользу того, что герулы и верлы были славянами.


днако Гельмольд устраняет все сомнения, помещая верлов среди славян, живущих на Венедском море. По свидетельству Рейнеция, они проживали по реке Haluelo. Некоторые писатели ошибочно называют их герулами, но настоящим их именем было верлы, что на славянском языке означает гордый, жестокий, надменный народ. О том, что именно эти качества историки приписывали верлам, пойдет речь в надлежащем месте. Авары, бастарны, певкины и финны (как пишут Захарий Лилий, Иренико, Абрам Ортелий в Синонимике и Меланхтон в комментариях к Тациту) также были славянами. Автор, описавший жизнь королей Франции Пипина, Карла Великого и Людовика, открыто говорит о том, что авары были одной крови со славянами. Этому автору, бенедиктинскому монаху (как пишет Ортелий), бывшему в тесной дружбе с Людовиком, в этом можно безусловно доверять, так как в его время авары еще существовали. Своего короля они, как и славяне былгары, называли Каган или Коган. Иоанн Дубравий, причисляя к славянам скиров и гиров, пишет, что та Сарматия, которая по Птолемею граничит на востоке с Меотийским болотом и Танаисом, на западе с Вислой, на севере с Сарматским океаном, и на юге с Карпатскими горами, была общей родиной всех народов, которые теперь называются славянами, а прежде именовались гиры, скиры, сербы и венеды. Карл Вагрийский также утверждает, что скиры и гиры были венедами, т.е. славянами. По общему мнению многих писателей, в прошлом они жили в Дакии и назывались даками, причем перед вторжением гуннов, как пишет Бонфиний, жили в этих местах вместе с римлянами. Память об этом и сейчас сохранилась в Дакии, поскольку в Молдавии и Валахии (которая и является древней Дакией) в общественных надписях и религиозных службах используется славянский язык и письмо. Молдаване по наречию близки к руссам или московитам, валахи больше схожи с рассианами. Как утверждают Джамбулари, Крусбер и Иренико, шведы или свевы, что одно и то же, норманы и булгары суть славяне. Джамбулари пишет о них так: «из обширнейших границ Скандии многократно выходили бесконечные полчища и бесчисленные толпы народов: аланы, славяне (к которым относятся богемцы и поляки), шведы, которые дали нам норманов, и булгары». По свидетельству Вольфганга Лация, норманы являются потомками маркоманов, причем Сигиберт, Эйнгард и другие писатели того времени, к норманам, среди прочих, относили и руссов. Об этом пишет Абрам Ортелий в истории Дании, ссылаясь на Лация.



Об ункранах упоминает Эйнгард Монах в жизнеописании Карла Великого, где причисляет их к славянам. Видукинд Монах, как видно из «Синонимики» Ортелия, одних из них называет угры, других ункраны. Наконец, маркоманы и квады, столь знаменитые в античной истории, происходили из победоносного племени славян, поскольку Корнелий Тацит и Альберт Кранций (в 14 гл. I кн. «Вандалии») называют их вандалами. И Еремей Русский в своих «Анналах Московии» пишет, что маркоманы являются настоящими славянами. В подтверждение своего мнения он поместил в своих анналах высеченную в камне надпись, которую он обнаружил в стране маркоманов, когда сопровождал посла князя Московии к императору в Вену:

STYN OUUY UKLOPYEN BYLIE JESTI MERA SGODE, KRUKOUUYE NASS MARKOMAN. I BRETE SLAVNOV, LYTOU BOYA NASGA.. MARKOMAN PROYDE. NI SLAUNOu..STyN.. POKOy.. LyTH v VIKA.

Это не что иное, как славянские слова, поскольку славяне их почти также и произносят, а именно:

STINA OVVA VKLOPIENA BILIEG IEST MIRA SGODE KRVKOVYE, NAS MARKOMAN I BRATIE SLAVNOVIEH, LITABOYA NASCEGA.. MARKOMAN PROYDE, NI SLAVNI.. STINA.. POKOI.. LITH VVIKA.

На нашем языке это прозвучит так: этот камень был вырезан в знак мира, заключенного между нами, маркоманами, и братьями славянами, года нашей войны.. маркоман пройдет, не славянин.. камень.. мир.. на вечные времена.


аким образом, можно уверенно утверждать, что маркоманы были славянами, поскольку единство языка в прошлом доказывает единство происхождения. Ведь мы относим к одному народу всех тех, кто с самого рождения с молоком матери усвоил тот или иной язык. Кроме перечисленных выше авторитетных свидетельств ученых мужей и знаменитых писателей, с помощью которых мы показали, что все перечисленные выше народы были славянами, единство их происхождения можно доказать и по личным именам, упоминаемым разными авторами, описывавшими историю готов и других северных народов. Вот эти имена: Видимир, Валамир, Сигимир, Теодомир, Фригимир, Свеулад (или, как другие ошибочно пишут, Сисвальд), Селимир, Гельмир, Радагаст или Радагаз, Рахимир, Раймир, Санко (один, как пишет Дольон, правил в Испании в 823 г., другой в 1064 г.). Есть там также Сигизмир, Визумар, Витиз, Мисислав или Мислав, Откар, Визислав, Сингибан, Предимир и Обрад. Эти имена собственно славянские. К блеску и славе славян следует прибавить и то обстоятельство, что не только мужчины, но и женщины обессмертили свои имя воинской доблестью. Я имею в виду амазонок. По свидетельству Крусбера и Горопия (VIII кн. «Амазонок»), они были женами славян сарматов. Завершив на этом первое знакомство с различными народами, рассмотрим теперь их происхождение и деяния. Начнем со славян готов.


самой глубокой древности, еще до того, как распространилась слава и само имя римлян, готы, не имея внешних врагов, воевали между собой. Выйдя из своей прародины Скандии при царе Берихе, вначале напали они на ульмеругов, изгнав которых, заняли всю их страну. После этого под предводительством царя Филимира готы двинулись на Скифию, называвшуюся Овин. Об этом сообщает Иордан. Одержав победу над спаллами (как пишет Аблавий), готы разделились. Одна их часть покорила Египет, о чем упоминает Геродот из Галикарнасса, другая под началом Амала двинулась на восток. Остальные во главе с Валтом пошли на запад. Те, что отправились на восток, изгнав скифов, дали им других царей. Их царь Весос, называемый некоторыми Весор, пошел войной на Беториха, царя египетского, и одержал над ним победу, в чем можно убедиться у Иордана, Иустина, Трога, Бонифация Симонеты и других. Ему наследовала царица Томира, которая вела войну с Ксерксом, царем персидским. После этого македонский царь Филипп женился на Готиле, дочери царя скифов. Сын его Александр, испытав их силу, заключил с ними мир, как пишут Страбон и Арриан из Никомедии, а также Оттон Фрейзингский. Квинт Курций расходится тут с мнением указанных авторов. Дарий, став царем персов, взял в жены дочь царя скифов Антрирегира. До тех пор готы назывались скифами, о чем ясно свидетельствуют Дион, Схоластик Смирнский, Агафий, Иордан и другие. Но вовсе не потому, что готы происходили от скифов, как думают некоторые итальянские авторы, а потому, что, изгнав скифов, готы завладели их царством.


менно поэтому Трибеллий Поллион говорит, что скифы есть часть готов. Те готы, которые направились на восток, разорили Грецию, вторглись в Азию и пришли на помощь троянам. Царями их, как пишет Дион Греческий, были Еврипил и Телеф, убивший Кассандру и лишенный оружия Ахиллом. Позднее, при Августе Цезаре был весьма знаменит царь гетов Беробиста. В то время Элий Катон вывел 50 000 гетов за Дунай во Фракию. Царь гетов, заставляя их укреплять свое тело упражнениями, быть воздержанными и соблюдать установленные им законы, создал обширное царство, покорил многие соседние народы и, дерзко перейдя Истр, опустошил Фракию, Македонию и Иллирик. Он внушил сильный страх римлянам и вернулся с бесчисленной добычей из владений галлов, фракийцев и иллирийцев. Кроме этого, он полностью истребил боев, подданных Критазия, и таврисков. Как пишет Страбон в VII книге «Географии», Август был вынужден послать против него войско численностью в 50 000 воинов. Приблизительно в то же время царем готов был Дромахет, который одержал победу на Истре над царем Лисимахом и взял его в плен живым. Об этом написано у Кампано в Ратиспонской речи, у Страбона и Плутарха в Апостегмах и параллельных жизнеописаниях, где он пишет, что жестокий Дромахет, царь варваров, взял в плен Лисимаха, великодушно отпустил его. Павел Орозий называет этого Дромахета царем Фракии и описывает его жизнь, что делают также Тит Ливии, Евтропий, Евсевий и другие.


днако Страбон и Иордан утверждают, что он был гетом. Это кажется мне более правдоподобным, поскольку те, кто называли его фракийским князем, хотели тем самым показать, что геты всегда держали в подчинении Фракию. Плиний, Стефан Византийский и Птолемей говорят о местности Лисимахия во Фракии, названной так после описанного сражения. Готы вели многочисленные войны с македонцами, разбили тридцатитысячное войско Сопириона, полководца Александра Великого, а несколько раньше нанесли поражение царю Филиппу, как пишет Юстин, называя их при этом скифами. Однако Иордан и другие относят эти события к готам, которые были известны древним под именем скифов. По свидетельству Страбона, Арриана, Птолемея Лагского и Кампано, сам Александр Великий заключил мир с гетами. Тем не менее, Юстин пишет, что Александр покорил гетов. Это свидетельство, однако, не находит подтверждения ни у одного из историков, писавших о готах. Блонд, повествуя об упадке Римской империи, говорит о том, что готы были побеждены Лукуллом. Однако ни Мефодий, ни Иордан не подтверждают этого.

По свидетельству Агафия и Мефодия, переправиться через Истр готам помешал Агриппа. Позднее, во времена Августа готы разоряли провинции, подчиненные Римской империи. Овидий Назон, живший в те времена у гетов, указывает на это в 1 кн. Писем с Понта:
Многих, многих людей заботы твои не волнуют
И не пугает твоя мощь, ослепительный Рим.
Мужество им дают тетива и стрелы в колчане.

А также в письме к Северу:
Мира не зная, живу, постоянно ношу я оружье:
Гетские стрелы и лук вечно войною грозят.

Приблизительно в то же время геты овладели многими римскими городами и провинциями. На это указывает следующее место у Овидия:
Город старый вблизи берегов двуименного Истра
Грозной стеной защищен и положеньем своим.
Каспий Эгис, коль верить рассказам, тот город построил
И, по преданию, дал детищу имя свое.
Гетов свирепых орда, истребив нежданно одрисов,
Приступом город взяла, против царя ополчась.

Еще во времена Домициана готы пролили много крови во всей Римской империи. Как пишет Блонд, Корнелий Тацит, дабы не выражать число убитых готами римлян, не писал свою историю.

Новая география Древнего мира

Previous post
Up