(no subject)

May 05, 2012 09:15

Эмоции - форма психической деятельности, в которой человек выражает субъективное отношение к удовлетворению или неудовлетворению его низших или высших потребностей.

«Эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражение субъективных к ним отношений» (Симонов П.В., Ершов П.М., 1984).

Эмоции представляют собой сложный феномен, включающий низшую неосознаваемую психическую деятельность и сознание.

На уровне эмоций происходит переход от неосознаваемого чувственно-образного отражения человеком окружающей действительности и самого себя к осознанию некоторых (главным образом полезных или вредных) сторон действительности.

Эмоции непосредственно связаны с наличными или возникающими потребностями индивида. Нужда в объектах, необходимых для индивидуального существования и продолжения рода, определяет возникновение биологических (низших, инстинктивных) потребностей. Это разворачивается в сфере неосознаваемой психической деятельности и лишь конечный результат ее может «всплывать» в сознании человека.

Нужда в общении, эстетике, познании мира и своего места в нем, отраженная в сознании человека определяет социальные (высшие) потребности.

Эмоции сопровождают любую активность индивида, они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции, обусловленные влиянием предметов и ситуаций, так или иначе предшествующих или детерминирующих возникновение эмоциогенных ситуаций, могут быть определены как предчувствие. Это составляющая эмоционально-когнитивного феномена, получившего в физиологии название «акцептора результата действия». Оно оказывает влияние на поведение индивида.

Биологические эмоции представляют собой актуализацию видового опыта и основу для формирования инвивидуального опыта, способствуя приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
Высшие чувства - это очеловеченные, интеллектуализированные эмоции. Они формируются в результате общения, коммуникации с другими людьми, в результате сопереживаний и являются средством и способом межчеловеческих эмоциональных отношений.

Формирование высших чувств человека - необходимое условие развития его как личности.

Эмоции связаны преимущественно с темпераментом, чувства - с характером и личностью.

Будучи эволюционно более поздними, более кортикализованными, высшие потребности и соответственно высшие чувства являются и более ранимыми при воздействии альтерирующих факторов.

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence; EI) - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Структура эмоционального интеллекта:
Осознанная регуляция эмоций
Понимание (осмысление) эмоций
Различение и выражение эмоций
Использование эмоций в мыслительной активности

Уровень эмоционального интеллекта определяет уровень развития следующих способностей:
- восприятие и выражение эмоций
- повышение эффективности мышления с помощью эмоций
- понимание своих и чужих эмоций
- управление эмоциями

По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения: 1) Ряд ученых придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно.
2) Их оппоненты считают, что ЭИ можно развивать.
Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.
Previous post Next post
Up