Мое отношение к философии как явлению, в общем-то, известно тем, кто посещал прежний бложик. На всякий случай предупреждаю, что с тех пор оно не стало более теплым, и ваш скромный повествователь по-прежнему считает философию излишней на настоящий момент областью мышления, ставшей - подобно религии (любой религии, а не только православию межушного ганглия, как иногда мне с какого-то перепугу приписывают!) - к сегодняшнему дню реакционным феноменом.
Так вот, про Гегеля этого самого - без дежурного восхищения. И даже, если на то пошло, без уважения.
...Если сохранилось наследие их мыслей и дел, то иногда это опасный яд,
могущий отравить еще незрелое общество, слепо воспринявшее мнимую мудрость.
И.Ефремов "Час Быка"
Гегельянцы наших дней обожают с придыханием и восторженным закатыванием глаз к небесам восклицать: "Диалектика же!". Переход количества в качество, отрицание отрицания и прочее бла-бла-бла. А Георг Вильгельм Фридрих ихний Гегель, как водится, пророк ее. Потому, дескать, мы должны чтить & преклоняться, а также читать, читать, читать евонные бессмертные труды, проникаясь охрененной несравненной мудростью автора, который первооткрыватель законов диалектики... и далее по новому кругу. Гегельянцы околомарксоидного толка могут еще присовокупить, что и сам Карл Генрихович испытал влияние со стороны, и Владимир Ильич тоже был, считай, последователем... и тоже бла-бла-бла, разве что в ином словесном оформлении.
Также встречается точка зрения, что надобно, дескать, взять у этого мыслителя головой то, что найдется полезного и вообще дистанцировать мух и котлеты.
Так вот, ребяты-гегельянцы - хренушки вам! Что до диалектики, то:
а) ее принципы были известны, представьте себе, задолго до того, как Георг Вильгельм Фридрих отправился в пешее путешествие по эротическим местам под стол, даже ОЧЕНЬ задолго - сформулированы они еще в "Дао Дэ Цзин" и других даосских текстах, притом изложены там не в пример более вразумительно, без всей этой зубодробительно-крышесносной "феноменологии духа";
б) понимание диалектических законов замечательно происходит без всякого обращения к гегельянской мути, через обращение к явлениям вполне материального порядка. Достаточно, не впадая в гегелевское суемудрие, взглянуть хотя бы на взаимодействие химических реагентов, образование соединений различной степени сложности и т.п.
Да и вообще, научное познание давно является как областью применения диалектического метода, избавленного от идеалистической ахинеи, так и источником наглядных иллюстраций его. Ergo, на кой нам хрен продираться сквозь дебри "философии духа", если существуют естественнонаучные дисциплины? На фига нам сегодня брать у него что-то там "полезное" (процесс чего сродни отысканию монеты, канувшей в глубины сельского нужника), если оно уже давно выделено и используется?
Теперь касаемо Карла Генриховича, Владимира Ильича и прочих, что называется, подвергшихся влиянию.
а) ну, допустим, привиделась некогда дяденьке Герцену в гегелевской писанине "алгебра революции". Так это больше заставляет задуматься, каким же интеллектуальным дерьмом потчевали указанного дяденьку и прочих его современников, если гегельянство выглядело чем-то толковым в сравнении?? Да и кроме того, мало ли, кто и что в чем усмотрел! Вон, во времена таборитов, Мюнцера, да даже и Кромвеля с разными там левеллерами, соответствующие деятели обоснование своих революционных - ясен перец, по тем временам - взглядов искали вообще в Суперкниге. ИЧСХ, исправно находили! Это что, повод сейчас рассматривать Библию в качестве настольной книги революционера?
б) о том, что марксизм будто бы представляет собой развитие гегелевского направления, сказано до хрена и более - зато "укушенные Гегелем" предпочитают застенчиво обходить молчанием тот факт, что марксизм - не развитие гегельянства, а его преодоление. О чем, внезапно, дуэт бородатых основоположников писал открытым текстом!
в) ну, а то, что Владимир наш Ильич всю жизнь носился с Гегелем - так у него на философии вообще был своего рода пунктик, можно сказать, издержки гуманитарного образования. И если Ильич кое в чем так и пребывал до конца своих дней невежественным гуманитарием, то это, знаете ли, не повод именно в этом ему подражать. В конце концов, не философическими своими воззрениями он интересен!
Помнится, при обсуждении подобной темы один из философски настроенных участников возопил: "Так что же, тогда и Платона нужно выкинуть на помойку?" Сама мысль о таком святотатстве явно вызывала у него недвусмысленно проявлявшийся хтонический ужОс... Собственно, да - а где еще тому Платону подходящее место? Ну, допустим, можно с чисто исторической точки зрения поинтересоваться - а какую там ахинею он нес? (И ведь реально ахинею, закладывая нехилый камешек в фундамент того самого здания, которое Ленин в момент здравого отношения к философии назвал "сумасшедшим домом идеализма"). Но всерьез воспринимать эту ахинею сейчас - извините...
Да, надо все-таки честно признать наконец, что человечество накопило громадные залежи той самой "мнимой мудрости", упомянутой в эпиграфе - тут вам и религии (в особенности авраамического пошиба, как наиболее психопатологичные), тут вам и философский идеализм, и еще много всякого. Залежи эти протухают, гниют и действительно, отравляют сегодняшнее общество - проявления чего мы имеем прискорбную возможность наблюдать прямо сейчас вокруг. И гегельянство - как раз составляющая этих гниющих залежей ядовитых интеллектуальных отбросов.
DIXI