В эту ночь 100 лет назад...

Nov 01, 2018 06:44




...произошла сбыча одной из давних мечт моряков итальянского Королевского флота. Правда, сопутствовавшие исторические коллизии придали драматическому, в общем-то, событию оттенок трагифарса...




Той первой ноябрьской ночью, когда Великая война уже не просто вышла на финишную прямую, а буквально ступила на финальную черту, итальянцам наконец-то повезло угробить SMS "Viribus Unitis" - флагман Императорско-королевского ВМФ Австро-Венгрии (систершип уничтоженного менее чем пятью месяцами ранее "Szent István", https://new-vodokachkin.livejournal.com/37891.html).



Утопленник, между прочим, вошел в историю не только тем, что стал последним дредноутом, погибшим в ходе первой мировой (самозатопление германского флота в Скапа-Флоу, хотя и может быть отнесено к ее итогам, все же произошло уже существенно позже завершения боевых действий), но и тем, что стал первым кораблем своего класса с трехорудийными башнями, размещенными по линейно-возвышенной схеме.



- на снимке того времени (обработка в цвет - результат уже нынешних цифровых технологий) он заснят в ВМБ Пола (название которой бытует также в варианте "Пула"), где по большей части и обретался в течение всей войны, напрягая противников по другую сторону Адриатики, в первую очередь, самим фактом своего существования...
(Парадокс первой мировой: с колоссальными усилиями построив уйму дредноутов и сверхдредноутов, самых могущественных боевых кораблей своей эпохи, воюющие страны чахли над ними, словно пушкинский царь Кащей над златом, тогда как устаревшие броненосцы использовались намного активнее - наверное, потому что их было не слишком жалко в случае чего!)



- сабж вместе с парой однотипных линкоров ("Сент-Иштван", вступивший в строй последним, еще отсутствует).



- он же, вид на левую раковину. Судя по тому, что вдоль борта установлены выстрелы противоторпедных сетей, снимок уже не мирного времени.



- практическая стрельба главным калибром. На дворе, конечно, давно времена бездымного пороха, но... все относительно!



- залп двух возвышенных башен. Был бы полный - над клубами дыма виднелись бы одни мачты...



- каноническое, можно сказать, фото - в разных источниках его относят чуть ли не к каждому из четверки дредноутов "Императорско-королевского". Впрочем, они и в самом деле различались только незначительными деталями.



- еще одна фотка - визит к грекам в Смирну. Порохом еще едва-едва пахнет, так и кажется, что исключительно от салютов... Здесь, кстати, особо бросается в глаза ставшая к тому периоду совершенно нехарактерной деталь рангоута - брам-реи на обеих мачтах.



- он же на прижизненном рисунке, под "императорско-королевским" военно-морским флагом. Под которым проплавал (ну, или простоял на якоре) всю свою биографию - за исключением последней половины суток, но об этом ниже. Все три с лишним года, сколько продлилась та война для Италии, адмиралы Regia Marina вынашивали один за другим планы устранения бездеятельной, но самим фактом существования нервировавшей четверки, во исполнение которых создавались порой крайне причудливые диверсионные средства (наподобие https://new-vodokachkin.livejournal.com/36324.html). Как раз подводным диверсантам в итоге и выпал успех - правда, слегка запоздавший, ну да не их в том была вина...



- крошечный победитель бронированного гиганта - управляемая торпеда "Mignatta" (сиречь "Пиявка"), разработанная специально для проникновения в хорошо защищенные гавани. Построена в июле 1918-го в венецианском Арсенале, одной из старейших в мире верфей.



- темным цветом на рисунке окрашена боевая часть из двух мин, которые предполагалось крепить к корпусу вражеского корабля, инициировать взрыватель замедленного действия и по-тихому (но быстро!) драпать - времена "кайтенов" и прочих камикадзе настали позже, а пока что военная мысль исходила из того, что шанс остаться в живых и даже здоровых послужит диверсанту хорошим стимулом. Светлый корпус собственно торпеды экипаж в составе двух отморозков авантюристов должен был оседлать в буквальном смысле верхом, хорошо видимые поручни как раз и предназначались, чтобы за них держаться. Конечно, 4-узловой ход, который максимально могла развить "пиявка", не бог весть какой стремительный, но все же, соскользнуть, отстать и в одиночестве бултыхаться пусть даже в сравнительно теплом Адриатическом море - не слишком заманчивая перспектива.



- те самые двое отморозков диверсантов, вытянувших счастливый билетик - майор-инженер Раффаэле Россетти и его тезка по фамилии Паолуччи, по специальности вообще военврач (а в будущем - выдающийся хирург, не хухры-мухры!).



- основным носителем "пиявки" служил миноносец 65PN, обладавший, с одной стороны, достаточно скромными размерами, снижавшими вероятность визуального обнаружения (а других средств для этого все равно еще не было), с другой - достаточно быстроходный, чтобы вовремя удрать, если что пойдет не так.



- на буксире он вел торпедный катер MAS95, который в непосредственной близости от вражеской базы должен был уже самостоятельно буксировать человекоуправляемую торпеду до внешней линии боновых заграждений, идя на бесшумных электромоторах - характерная фишка итальянских катеров, обеспечивавшая режим скрытного подкрадывания.
В отличие от рейда "катера-танка" "Grillo", на сей раз диверсия прошла, что называется, без сучка и задоринки -



- когда рисковый дуэт оказался-таки освещен прожекторным лучом, одна мина уже "прилипла" к корпусу "Viribus Unitis"... точнее - "Югославии". Как??!! Перепутали цели? Нет, все получилось куда более неожиданно и даже гротескно! Пока итальянская диверсионная группа совершала морской переход, в "Двуединой монархии" набирал обороты парад суверенитетов (нам-то не требуется объяснять, что это за явление...). В результате чего вечером 31 октября флагман "Императорско-королевского" сменил и флаг (став флагманом свежеиспеченного "Государства словенцев, хорватов и сербов" - так и вспоминается хрестоматийное: "...Откуда, мол, и что это за географические новости?"), и название, превратившись... ну да, в "Югославию"! Но диверсанты узнали об этом, уже попав в плен и будучи подняты на борт. А дальше приключилась трагикомедия. В свете изменившейся на 180 градусов 16 румбов ситуации Россетти и Паолуччи откровенно предупредили австро-венгерских моряков (в одночасье оказавшихся словено-хорвато-сербами... в общем, югославами) об прикрепленной мине и о том, что взрыватель, как говорится, установлен на неизвлекаемость, после чего контрадмирал новорожденного словенско-хорвато-сербского флота Вукович-Подкапельски (обычно в русскоязычной литературе от его фамилии оставляют только первую часть) отдал приказ "Спасайся, кто может!" на эвакуацию, и команда покинула линкор. Часы тикали, обещанного взрыва все не было, и "югославы" заподозрили, что "макаронники" вздумали над ними, говоря сегодняшним языком, приколоться - а потому со вздохами облегчения принялись возвращаться в уют обжитых кубриков... Но хренушки! - в 6 часов 44 минуты по тамошнему времени таки бабахнуло!!! Мало не показалось никому из присутствовавших, из общего числа которых, составлявшего порядка 1 килочеловека, около (или даже свыше, тут данные противоречивы) 400 лишились возможности с кем-либо поделиться впечатлениями. Правда, оба диверсанта благополучно пережили результат собственной акции (а затем и вторую мировую) - в отличие от Вуковича...



- последние минуты обреченного дредноута...



...от которого до наших дней сохранился только якорь, хранящийся в римском "Палаццо делла Марина".



Гибель флагмана как-то заслонила то обстоятельство, что он в ту ночь оказался не единственной жертвой "пиявки" - вторая мина тоже не пропала даром: покинутая торпеда продолжала дрейфовать вместе с ней, пока не додрейфовала до плавбазы "Wien"("Вена"), которая от последовавшего взрыва не то получила тяжелые повреждения, не то вовсе погибла (немецкоязычные источники расходятся на этот счет, а венгерского языка аз многогрешный не ведаю, доверять же в таких деликатных вопросах гугло-переводу безЪблагостно суть).



- кроме того, по сей день в Венеции пребывает музейным экспонатом второй экземпляр "пиявки", не пошедший в дело ввиду очевидных причин.

Ну, и напоследок - примечательный штрих, наглядно иллюстрирующий, что людей того времени понять с нынешних позиций может оказаться непросто. По возвращении из плена - дожидаться пришлось не так уж долго - оба Раффаэля получили от партии и правительства командования и благодарного отечества изрядную денежную премию, которая позволила бы им жить достаточно кучеряво. И что они с ней сделали? А взяли да перечислили семьям австро-венгерских (или там словенско-хорвато-сербских - какая, к черту, разница?) моряков, погибших вместе с "Вирибусом", то бишь, формально с "Югославией". Вот такой абсолютно нерыночный жест в духе рыцарского романа.

Что же касается "пиявок", то они после такого громкого в прямом смысле дебюта постепенно доросли до "свинок" ("Maiale"), отметившихся на том же поприще уже во второй мировой. Но это уже совершенно другая история.

regia marina, история, война, флот

Previous post Next post
Up