Очередной пост в этом цикле получился спонтанно - вчера проходил мимо его, так сказать, главгероя, спешить особо не требовалось, ну и зафотал в разных ракурсах, воспользовавшись случаем и хорошей погодой.
Обычный, в общем-то, пятиэтажный дом ранне-послевоенной постройки за номером 29 по улице Московской. Правда, овеянный ореолом этакой таинственности - "В технической документации информация о серии и типе постройки отсутствует", как сообщает один из городских справочных ресурсов. Даже с годом постройки не все однозначно, поскольку в другом справочнике год постройки указан 1947, тогда как год ввода в эксплуатацию - аж 1955, для того периода подобные долгострои совершенно нетипичны. В третьем источнике фигурирует вообще 1948 год постройки. И фиг разберешь...
. Ну да ладно, зато взглянуть есть на что, тем более, все последующие ремонты радикально не изменили внешний облик здания.
- все характерные фишки сталинского нео-классицизма, одно оформление балконов чего стоит. Завернув за угол, попадаю во двор -
- открывается не менее парадный фасад...
...с характерными финтифлюшками, с точки зрения чисто утилитарной нафиг не нужными, однако визуально очень даже оживляющими (и хорошо, что они сохранились по сей день).
- один из двух подъездов. Опять-таки обращает на себя внимание декоративный элемент над входом -
- навевающий ассоциации с раскрытой книгой (по крайней мере, мне именно это пришло на ум).
- еще одна любопытная особенность - шахматное расположение балконов по сторонам от центрального сегмента...
...слегка выступающего и оформленного этакими рудиментарными контрфорсами.
- продолжая обход, обнаруживаю, что другой торец здания выглядит несколько иначе с этим неглубокими нишами (тоже часто встречающимися в тогдашнем советском зодчестве), да и упоминавшиеся финтифлюшки здесь почему-то более изысканные -
- почему так сделано, у меня догадок никаких...
- фасад, выходящий на широкую улицу, от тротуара и проезжей части отделен натуральной живой зеленой завесой, что сейчас, при нынешнем потоке транспорта, очень даже кстати (между прочим, для той эпохи такое решение не являлось каким-то необычным и исключительным, вот навскидку в том же духе -
https://new-vodokachkin.livejournal.com/237348.html).
- с фасада центральная группа украшена полноценными колоннами, а то без них какой классицизм...
- крылья дома образуют маленький, но обалденно уютный (это рядом с одной из наиболее оживленных городских магистралей!) дворик, в который даже шум уличного движения проникает изрядно приглушенным густой листвой...
М-да, это не "человейник", это - ДОМ в подлинном смысле слова.
А вот это меня, признаюсь честно, удивило -
- и даже не явный ляп (вряд ли товарищ Алиев Т.Х. мог жить в еще не построенном доме, разве что в каком-то ином, стоявшем прежде по тому же адресу), это фигня, а то, когда, оказывается, начинается история нашего городского троллейбуса! Вот уж не ожидал, однако беглый гуглинг позволил выяснить, что и в самом деле -
"Троллейбусное движение в Свердловске открылось во время Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года в поселке Нижнеисетске (современный Химмаш) заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Он выдавал важнейшую оборонную продукцию. Значительная часть рабочих не смогла разместиться в перенаселенном поселке и жила в бараках в Свердловске. До завода ежедневно нужно было идти больше 10 километров. У людей просто не хватало сил преодолевать такое расстояние дважды в сутки."(
https://www.e1.ru/text/transport/2023/02/27/72081374/)
"В разгар Великой Отечественной войны, осенью 1942 года Государственный комитет Обороны принял решение о строительстве в Свердловске первой троллейбусной линии от улицы Фрунзе до посёлка Нижнеисетск, где разместился эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. В условиях жёсткой нужды, нехватки всего и вся, троллейбусная линия протяжённостью 9,8 километра была выстроена. История сохранила имена первостроителей - начальника строительства, талантливого специалиста и организатора Т. Алиева, начальника службы энергохозяйства Б. Зубрицкого, первого директора троллейбусной службы А. Фёдорова, начальника СГЖД (с 1943 - СТТУ) М. Кирильцева, начальника службы движения Н. Белоносова"(
http://www.ettu.ru/about/hystory/)
"Целую делегацию (в основном из женщин) отправили на обучение в Москву - это были будущие водители троллейбусов, электрики и механики.
Стройку завершили в течение года. В октябре 1943 года троллейбусная линия от перекрестка улиц Фрунзе и Белинского до Нижнеисетска вступила в строй. Свердловск стал третьим городом в СССР после Москвы и Ленинграда, где открылось троллейбусное движение. Из Москвы были эвакуированы четыре поврежденных троллейбуса ЯТБ-4, которые после ремонта в Свердловске вышли на линию."(
https://www.ekburg.ru/news/15/58502-istoriya--let-nazad-trolleybusy-poshli-ot-ulitsy-frunze-do-vokzala/)
Вот так случайным образом иной раз узнаешь факты, очерчивающие еще одну грань вроде бы хорошо известной эпохи...