Сразу понятно из заглавной фотки, что на очереди очередной кусочек конструктивизма, которого в нашем городе, несмотря на все старания застройщиков и властей, до сих пор сохраняется немало. Как водится, увидено моими глазами.
А увиден крайне своеобразный жилой комплекс, известный под названием "домов Госпромурала", расположенный на главном городском проспекте, который при Ельцине все порывались переименовать в "Главный", но в итоге он так по-прежнему и носит имя того, кто, по версии Бункерного-Солнцеликого, "заложил мину под тысячелетнюю российскую государственность"
. Поскольку этот маленький квартальчик исходно мыслился именно как единый комплекс, то все дома имеют номер 52 с добавочной цифрой для каждого конкретного здания. На современном плане города он выглядит так -
Красной стрелкой указано направление, откуда ваш скромный повествователь подошел и начал свой неторопливый обход архитектурного памятника -
Таблички на всех зданиях одинаковые.
,
Комплекс относился архитектурно к стилю конструктивизма, а концептуально воплощал популярную в те годы идею "дома-коммуны". Как бишь там у Маяковского в "Летающем пролетарии" -
"Небо горсти сложило
(звезды клянчит).
Был вечер,
выражаясь просто.
На небе,
как всегда,
появился аэропланчик.
Обычный -
самопишущий -
«Аэророста».
Москва.
Москвичи
повылезли на крыши
сорокаэтажных
домов-коммун.
- Посмотрим, что ли…
Про что пропишет..."
Здесь, конечно, этажей поменьше, однако среди малоэтажного в основном тогдашнего Свердловска и эти дома смотрелись натуральными небоскребами. В принципе, внутреннее устройство их неплохо описывает статья в банальной Википедии (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0), я же незамысловато предлагаю поглазеть снаружи.
- этакий уютный дворик, избежавший стандартной сегодняшней участи быть превращенным в сплошную парковку.
- окна наглядно отражают упоминаемую в описаниях комбинированную коридорно-секционную внутреннюю планировку.
- торцевой подъезд - характерная "фишка" данного проекта. (Возможно, технический этаж, возвышающийся над общим уровнем крыши, надстроен уже в послевоенный период, когда дома снабдили лифтами).
- а это вход в подъезд, оформленный попроще, но тоже своеобразно, в виде этакой здоровенной "подворотни", фрагмент первого этажа вырезан, весь вышерасположенный торец здания опирается на распространенные в тогдашней архитектуре колонны (которые позже, в эпоху "сталинского неоклассицизма", вообще стали практически обязательным элементом). Надо полагать, от дождя укрываться очень удобно
- пройдя под этим сводом, попадаем в следующий дворик, и взгляду открывается еще один жилой корпус, отличающийся планировкой - он имеет целых 4 подъезда.
- занятное оформление, непохожее на ранне-конструктивистские "сараи"...
- балконы - узнаваемая примета стиля, хотя на Уралмаше дома тех же лет постройки оснащены более здоровущими их аналогами, тут архитекторы решили проявить сдержанность...
- следующий дворик...
...и более крупным планом - стык между шестиэтажным корпусом, одним из основных, составляющих жилой комплекс, и соединяющей их трехэтажной постройкой, возведенной позже остальных, перед самой войной.
- такой вот закрытый переход, позволявший не выходить под открытое небо (мало ли, погда не благоприятствует, все такое...) ведет еще в один корпус меньшей этажности, раньше в нем были ясли и детсад, теперь мелкий офисник на десяток контор, впрочем, внешне ничего существенно не изменилось -
С другого торца трехэтажки -
- такой же переход, вряд ли сейчас функционирующий...
- торцевая стена следующей шестиэтажки с очаровательными круглыми окнами на площадках лестничного марша.
- характерные для той эпохи цокольные этажи присутствуют не везде. Здесь вот имеется...
- там, где на фасадах видны разнокалиберные окна, с соответствующей стороны коридора каждого этажа располагались исходно двухкомнатные секции, а с противоположной, как в этом кадре, сплошные одиночные комнаты, классика "общажного" жанра (поэтому и окна одинаковые).
- та же внутренняя трехэтажка, фигурировавшая выше, вид с другой стороны. Ну да, переменная этажность не в XXI веке изобретена...
- еще она же, это я прошел под аркой, видневшейся рядом с флигелем, или как бишь академически правильно поименовать тот выступ первого этажа, возле которого на фотке стоят припаркованные машины. Часть окон - еще старые, как знать, возможно, оставшиеся с момента постройки...
- торец здания, выходящий на центральный городской проспект. Тогда еще не доминировало размещение домов фасадами вдоль улицы, и основные корпуса этого жилого комплекса стоят к проспекту перпендикулярно.
- колоритный торцевой подъезд...
- еще одну трехэтажку, где прежде располагалась поликлиника, которую я еще застал работавшей, теперь передали под этот самый креативный кластер, о котором возвещает уличный указатель. Впрочем, креативные личности и без кластеров обогатили здешний пейзаж своей стенописью -
Подозреваю, футуристов первой четверти минувшего века такое стихийное народное творчество могло бы привести в восторг
- огибаем крайний из "пятьдесятвторых" корпусов, несущий добавочный номер "1"...
...и из-за него выглядывает еще одно здание почтенного возраста, в котором, в частности, находится УралНИИпроект - в прошлом хорошо мне знакомый по работе ПромстройНИИпроект... но это уже совсем другая история